Ответственность собственников прямо влияет на количество ремонтов

24 апреля Кабардино-Балкарскому фонду капитального ремонта МКД исполнилось три года. Именно этот день теперь по праву считается отправной точкой в реализации масштабной ремонтной кампании, которая проводится на территории нашей республики. О том, как начиналась программа капремонта, изменилось ли отношение жителей республики к своей собственности, – в интервью с генеральным директором фонда капитального ремонта МКД КБР Артуром Шогеновым.
– Артур Туганович,  какие задачи стояли перед фондом изначально и изменились ли они сейчас?
 – Три года назад был дан старт программе капитального ремонта в нашей республике.  На тот момент минимальная задача заключалась в создании новой системы капитального ремонта. Необходимо было зарегистрировать юридическое лицо, принять определённые нормативно-правовые акты, долгосрочную региональную программу, для которой требовалось сначала собрать всю базу по многоквартирным домам. Это  минимальные задачи, которые были поставлены всем субъектам с появлением девятого раздела Жилищного кодекса РФ и одновременным внесением изменений в 185-й федеральный закон, согласно которому субъект мог получить поддержку из федерального бюджета. Но, естественно, после создания системы её нужно было запустить. Сейчас очень часто сравнивают 185-ФЗ о содействии реформированию жилищно-коммунального хозяйства с 271-ФЗ о капитальном ремонте. И для меня важно сказать об их огромнейшем отличии. Всегда говорят о том, что субъект капитальным ремонтом занимался с 2008 года: с момента создания Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ. Но главное отличие заключается в том, что капремонт осуществлялся на те деньги, которые выделяло государство и муниципалитеты. Взносы с собственников никто не собирал за исключением доли софинансирования капремонта в размере 5-15 процентов. Эта сумма была кратно ниже общей стоимости ремонта, жильцы её платили одномоментно и в большинстве случаев получали комплексный ремонт всего дома. Но даже тогда у управляющих компаний существовала проблема собрать эти средства. Министерства, муниципалитеты не занимались сбором средств с собственников. Основная задача нашего фонда заключалась в изменении менталитета населения, в воспитании активного класса собственников.
– Почему система в разных субъектах на сегодняшний день реализуется по-разному?
– Именно потому, что населению не была разъяснена его обязанность согласно Гражданскому кодексу, а также обязанность, которая была закреплена в 2012 году в Жилищном кодексе. Естественно, людям было тяжело поменять своё сознание. Да, задача фонда заключается в том, чтобы провести ремонтные работы, но для их выполнения необходимо организовать механизм формирования фонда из денежных средств собственников квартир и помещений в домах. И никак не наоборот – это очень важно. То есть собственники в КБР должны были понять, что сначала нужно внести плату, и только потом улучшить условия своего проживания. Приступив к исполнению этой задачи, мы столкнулись с огромным количеством проблем. Некоторые из них нам уже удалось решить, что-то придётся регулировать в процессе реализации программы капремонта.
– Какие проблемы остаются актуальными?
– Во-первых, хотелось бы в рамках выполнения функций по капитальному ремонту на территории КБР объединить всех участников жилищно-коммунального комплекса, начиная от собственников и заканчивая всеми организациями и органами власти, участвующими в этой системе. А это муниципалитеты, управляющие организации, министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР, Государственный комитет КБР по энергетике, тарифам и жилищному надзору, различные общественные организации, законодательная и судебная власть. Это объединение общих усилий. Например, хотелось бы, чтобы управляющие организации своевременно предоставляли базу, муниципалитетам – электронные паспорта, чтобы те, в свою очередь, вели учёт жилищного фонда. Те, кто должен осуществлять мониторинг жилищного фонда,  осуществляли бы его. Так у нас появится  прозрачная система, позволяющая формировать долгосрочные и краткосрочные планы, которым не будут нужны правки. Поэтому первая задача, которую фонд ставит для себя, – собрать и передать максимальный объём корректной информации в министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР для корректировки долгосрочной программы капитального ремонта в рамках актуализации её данных. Также собрать базу собственников с помощью управляющих организаций, муниципалитетов, различных служб, у которых эти данные есть, чтобы в последующем формировать, а потом и реализовывать рабочие краткосрочные планы и выставлять корректные платёжные документы. Вторая задача, которую мы выделяем для себя, – максимально разъяснить собственникам законодательство, вовлекать в процессы формирования активного сообщества.  Чтобы люди наконец-то поняли, что за свою собственность несут ответственность только они сами. Многие проблемы, которые сейчас существуют в сфере ЖКХ, не связаны с плохой работой управляющих организаций. Часто источником проблемы у нас становится банальное отсутствие финансирования. Собственник должен оплатить потреблённую услугу, но если он не платит, то должен понимать, что в последующем его неплатежи начнут сказываться сначала на качестве услуги, а потом в принципе на её предоставлении. Люди понимают, что они не могут взять бесплатно продукты в магазине или лекарство в аптеке. Здесь то же самое.
– Меняется ли позиция собственников?
– Да, меняется. К нам в фонд часто приезжают люди, которые благодарят нас. Они на своём примере убедились в том, что фонд работает, и работает эффективно. Понятно, что у кого-то сохранились обиды на государство из-за того, что они приватизировали жилье, но им не сделали ремонт. Кто-то просто ищет причины, чтобы не платить. Но рост у нас тоже есть. Мы начинали, можно сказать, с нулевого взноса: первый общереспубликанский сбор на конец 2015 года у нас составлял лишь 6,5 процента от начисленных сумм. Если сравнивать, то сегодня уровень собираемости составляет порядка 30 процентов. К примеру, жители Нальчика, Прохладного и Майского платят намного активнее, чем жители районов. В столице республики сборы составляют до 35 процентов, в Прохладном – 20 процентов, а в Майском – 45 процентов в месяц. Но это тоже крайне мало, потому что средний сбор по стране – более 80 процентов. Пока собственники у нас не станут оплачивать в том объёме, в котором нужно, они не получат ремонты жилья в том объёме, который требуется, то есть  рост сборов у нас прямо отражается на количестве ремонтных работ. Прискорбно, что тот же краткосрочный план формируется, исходя не из потребностей в ремонте, а из наличия средств. Общая задача всех участников реализации программы капремонта многоквартирных домов  заключается в том, чтобы формирующиеся планы были рабочими, когда количество ремонтных работ прямо пропорционально не только собранным средствам, но и потребностям собственников.
Говоря о самих жильцах, ещё раз подчеркну, что и сегодня иждивенческие настроения в нашем обществе, к сожалению, присутствуют. Есть категория граждан, которые открыли специальные счета, приняв осознанное решение, и сами занимаются вопросами формирования индивидуального фонда своего дома с последующей самостоятельной организацией капремонта. В нашей республике таких домов двадцать.
Существует ситуация, когда дом открывает спецсчёт, но взносы не платят. В таком случае жилищная инспекция инициирует возврат дома в так называемый «общий котёл». Таких домов пять.
Однако, как я уже отметил, всё больше граждан меняют  позицию в пользу ответственного отношения к своему имуществу и жизни в целом. Собственники многоквартирных домов в муниципальных образованиях республики, где уже был проведён капитальный ремонт в 2015-2016 годах, например, жители Прохладного и Нарткалы, осознали свою меру ответственности. Они не самоустраняются, не сетуют на жизнь, а перешли к конкретным действиям, желая находиться в более комфортных и безопасных условиях. Немудрено, что в отдельных домах оплата взносов составляет 90 процентов. Надеюсь, что и остальные собственники поймут: приобретя права на имущество, они приобрели и обязанности – как по текущему, так и по капитальному ремонту, по оплате всех потреблённых ими коммунальных и жилищных услуг, а также уплате налога на недвижимое имущество.
 
По вопросам деятельности регионального оператора
капремонта многоквартирных домов КБР и реструктуризации задолженности по взносам за капремонт (рассрочка платежа) собственники могут обратиться по адресу: г. Нальчик, ул. Лермонтова, 22, 3-й этаж, телефон бесплатной «горячей линии»: 8-800-700-64-12, по будням с 9 до 18 часов. На сайте www.kapremontkbr.ru в рубрике «Вопросы-ответы», можно задать интересующий вопрос или отправить письмо на regoperator.07@mail.ru  и получить ответ в электронном виде.
Подготовила Марина Биденко
Поделиться:

Свежие номера газет КБП


13.10.2017
12.10.2017
11.10.2017
10.10.2017