Совершенствуются межбюджетные отношения

По инициативе комитета Парламента КБР по бюджету, налогам и финансам состоялось заседание  «круглого стола», посвящённое вопросам совершенствования межбюджетных отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления в КБР. В работе приняли участие заместитель Председателя Парламента КБР Михаил Афашагов, заместитель руководителя Администрации Главы КБР – начальник управления по вопросам местного самоуправления Администрации Главы КБР Светлана Сарбашева,  представитель Главы и Правительства КБР в Парламенте КБР и судебных органах Мадина Дышекова, депутаты Парламента КБР, представители министерств, ведомств, органов местного самоуправления, общественных организаций и другие заинтересованные лица.
С докладом выступил заместитель министра финансов КБР Азамат Калабеков. Он отметил, что с момента начала реализации Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» доходы и расходы муниципальных образований кратно увеличились. Так, доходы выросли с 3 678 млн. рублей в 2006 г. до 12 022 млн. рублей в 2016 году,  расходы – с 3 635 млн. рублей до 12 260,8 млн. рублей.
В целом система межбюджетных отношений построена на принципах распределения доходов и полномочий публичной власти между бюджетами и финансовой помощи бюджетам в виде межбюджетных трансфертов.
За прошедшие годы вся система несколько раз претерпевала существенные изменения как в части распределения доходных источников, так и в части перераспределения расходных полномочий между уровнем субъекта РФ и органов местного самоуправления, а также между органами местного самоуправления разных уровней.
Федеральное законодательство позволяет субъектам РФ устанавливать единые и дополнительные нормативы отчислений от налоговых доходов, поступающих в бюджет субъекта, в связи с чем, как пояснил Азамат Калабеков, в КБР было принято решение о передаче в бюджеты городских округов и муниципальных районов единых нормативов от поступлений налога на доходы физических лиц. Данный налог является одним из наиболее стабильных и прогнозируемых.
Также в целях обеспечения сбалансированности бюджетов сельских поселений в Закон Кабардино-Балкарской Республики от 7 февраля 2011 года №11-РЗ   «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в КБР» в 2017 году были внесены изменения, в соответствии с которыми были установлены единые нормативы отчислений в бюджеты сельских поселений от налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях сельских поселений и подлежащего зачислению в бюджет муниципального района, в бюджеты сельских поселений, в размере 8 процентов и от единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на территориях сельских поселений и подлежащего зачислению  в бюджет муниципального района, в бюджеты сельских поселений, в размере 20 процентов.
По информации докладчика, Кабардино-Балкария по итогам 2016 года находится на 6-м месте среди всех субъектов РФ по объёму дополнительных поступлений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты.
Кроме того, Кабардино-Балкария в соответствии с требованиями бюджетного законодательства осуществляет полномочия по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований. В республике принято решение о сохранении доведённых объёмов дотаций даже при условии увеличения поступлений местных налогов в бюджеты муниципалитетов.
В настоящее время на стадии согласования находятся проект закона КБР «О внесении изменения в закон КБР «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в КБР» и сопутствующий ему проект постановления Правительства КБР «О порядке распределения и предоставления дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов».
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон КБР №11-РЗ в соответствии со статьёй 139.1 Бюджетного кодекса РФ, дополнив статью 10 частью 6, которая предоставит право выделять из республиканского бюджета Кабардино-Балкарии местным бюджетам дотации на сбалансированность. Также законопроект предусматривает предоставление аналогичного права для муниципальных районов республики. Проектом постановления Правительства КБР предлагается установить виды и случаи предоставления дотаций на сбалансированность местным бюджетам из республиканского бюджета Кабардино-Балкарии.
Заместитель министра в своём докладе также указал на ряд недоработок со стороны муниципалитетов, допускаемых при планировании собственного  бюджета.
С содокладом выступил заместитель председателя комитета Парламента КБР по бюджету, налогам и финансам Сафарбий Маремуков.
Он рассказал о тех предложениях, которые были высказаны муниципалитетами в ходе подготовки к заседанию, и поделился опытом работы в других субъектах РФ по рассматриваемому вопросу. Речь шла о необходимости установления единого норматива отчислений от налога на имущество организаций, транспортного налога, установления единых нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла, производимые на территории РФ.
Говоря об обеспеченности собственными доходами бюджетов муниципальных районов и городских округов республики, Сафарбий Маремуков отметил, что они существенно разнятся. Это объясняется разным социально-экономическим и даже географическим положением, разным уровнем предпринимательской активности населения, неравномерным размещением промышленных предприятий. Это не позволяет подойти к решению вопросов финансовой обеспеченности муниципальных бюджетов однообразно и требует специфичности в подходе к вопросу по каждому отдельному муниципальному образованию. К примеру, уровень собственных доходов бюджета г. о. Нальчик составляет 67,1 процента, в то время как в Черекском районе он составляет
16,2 процента. В г. о. Баксан – 58,7 процента, в Прохладном – 56 процентов. В Майском, Эльбрусском и  Чегемском районах этот показатель находится на уровне 33-34 процента. «Это ещё раз доказывает, что в решении вопроса повышения уровня собственных доходов бюджетов муниципалитетов необходим комплексный подход», – подчеркнул докладчик.
Своим видением обсуждаемой темы поделились заместитель председателя Контрольно-счётной палаты КБР Фатима Сарбашева, заместитель главы администрации Нальчика Алексей Ликсутин, заместитель главы местной администрации Лескенского района Амин Апеков, начальник управления финансами местной администрации Эльбрусского муниципального района КБР Юсуф Мерзоев, начальник финансового управления местной администрации Прохладненского муниципального района КБР Лариса Самбурская.
Сарбашева обозначила ряд задач, стоящих перед муниципалитетами. Так, она говорила о необходимости проведения комплекса мер по выявлению резервов налогооблагаемой базы и повышению налоговых и неналоговых поступлений не только в бюджет муниципалитетов, но и в бюджет  республики. Она призвала к более активной работе по поиску налого-облагаемой базы внутри муниципалитетов (например, путём контроля за постановкой имущества на учёт, а также  разграничения права собственности на землю) с целью  поступления арендных платежей в бюджеты  сельских поселений.
По итогам обсуждения выработан ряд рекомендаций и предложений.

Пресс-служба Парламента КБР
Поделиться:

Свежие номера газет КБП


21.11.2017
18.11.2017
17.11.2017
16.11.2017