Замглавы Минстроя Андрей Чибис: о тарифах на ЖКХ, капремонте и экономии на тепле

(Окончание. Начало в №200)
– Если все перейдут на эти специальные счета, тогда в общем фонде не останется денег для тех, кто действительно нуждается…
– В идеале, конечно, всем нужно пе-рейти на спецсчета, но, боюсь, это будет нескоро. Нужно, чтобы был активный совет многоквартирного дома. Зачастую такого нет. Но мы дали свободу выбора. И те, кто готов, принимают решение.
– Какая доля домов, перешедших на спецсчета?
– Почти 15 процентов. И у этих людей есть выбор: они могут решить, когда и что конкретно ремонтировать и на какую сумму. Могут сэкономить, а могут довнести средства.
 
Не игнорируйте инициативных соседей
– Различается ли активность жителей по регионам?
– Активные и продвинутые граждане есть везде. Так же, как есть и люди пассивные. Но последних нельзя обвинять в бездействии, каждый занят своим делом. Кто-то учит людей, кто-то строит ракеты, кто-то обслуживает космодромы. И в этом смысле это вопрос выбора. Конечно, проходить мимо собрания или мимо инициативных соседей нельзя. Но мы никого не нагружаем обязанностью что-то самостоятельно инициировать. Мы в Минстрое как раз системно выстраиваем рынок в сфере управления жильём, чтобы от нас не требовалось бегать за кем-то. Чтобы можно было принять решение в электронном виде, в онлайн-голосовании, в любой удобной форме.
– Если хотим улучшить жилищные условия в своём доме, какой алгоритм действий посоветуете?
– Вопрос личного примера. Мы с соседями по дому взялись за контроль работы нашей управляющей компании. У нас начало получаться. Житейский опыт без административного ресурса. Если мы хотим комфортно жить, то надо выбирать определённую группу активных соседей, создавать совет многоквартирного дома. У нас активных жителей набралось пять-семь человек, и мы стали между собой проговаривать, что для нас важно. И управляющая компания уже не забалует. У нас и платёж начал снижаться, потому что мы стали вникать в то, на что тратятся деньги. И управляющая компания стала прислушиваться к позиции собственников. Когда люди объединяются, появляется лидер или инициативная группа, то в доме быстро наводится порядок.
 
На этом рынке пока масса жуликов
– Как будете бороться с недобросовестными управляющими компаниями?
– Мы постепенно ужесточаем требования к управляющим компаниям, даём свободу добросовестным. Но если ты нарушил закон, тогда наступит жёсткая ответственность. Пока на этом рынке есть масса жуликов. Например, компании, которые управляют не домами, а чужим денежным потоком. Получая с людей деньги, они недоплачивают за свет, воду, другие ресурсы. Чтобы такие участники покинули сферу ЖКХ, мы исключим управляющую компанию из посредников по оплате жилищно-коммунальных услуг. Деньги будут идти напрямую поставщикам тепла, воды, электроэнергии, газа. Тогда и жуликов здесь не останется. Это откроет рынок для тех, кто действительно способен заниматься управлением домами. Пакет мер будет принят до конца этого года.
– Для жителей что изменится?
– Будет возможность платить напрямую водоканалу или котельной. Но платёжка будет единая. Планируем, что с июля 2019 года она станет обязательной. Там будут счета поставщиков ресурсов – и деньги будут автоматически попадать к ним. Это более честная и удобная для потребителя конструкция.
Большинство должников – состоятельные люди
– Как бороться с теми, кто не платит по квитанциям?
– Долги населения превышают 250 млрд. рублей. Это почти четверть ежегодного оборота в части физических лиц в сфере ЖКХ. Мы принимали несколько решений по этому поводу, и они привели к положительному эффекту. Мы дали послабление тем, кто не платит месяц. Но если ты не платишь три месяца, то у тебя наступает жёсткая пеня – 30 процентов годовых. Если «кредитуетесь», то оплачиваете ставки на уровне потребительского кредита. Это тоже дало определённый стимул. Банки приняли решение: должникам по ЖКХ они кредиты не выдают. Это тоже подстегнуло тех, кто пытался не платить. Судебные приставы накладывают ограничения на пересечение границы.
– А кто в основном не платит?
– Парадоксально, но люди с небольшим достатком более ответственно относятся к своим обязательствам. Например, те же пенсионеры. А если посмотреть списки должников, какой-то процент будет людей с маргинальным поведением, но подавляющее большинство – это люди весьма состоятельные, которые просто считают, что не платить – это чуть ли не модно. Но они не государство обманывают, не управляющую компанию, а своих соседей. В новостройках так бывает: люди купили второе жильё, вложили деньги и считают ненужным платить ни за тепло, ни за обслуживание, ни за работу лифта. Мол, там же никто не живёт. А дом всё равно надо обслуживать, отапливать, системы водоснабжения должны работать. На это нужны деньги. В итоге соседи платят и за себя, и за других. Это неправильно.
Подготовила Марина БИДЕНКО
Поделиться:

Свежие номера газет КБП


21.11.2017
18.11.2017
17.11.2017
16.11.2017