Сказать жизни «да!»

Для нашей страны Великая Отечественная война – это война за свободу, борьба против захватчиков. Наверное, не случайно с первых её дней практически народной стала песня «Священная война»: она действительно была священной, как всегда при защите родины от инородного зла. Но защитив себя, СССР тогда защитил весь мир от фашизма. И это то, о чём сегодня нельзя забывать, несмотря ни на что.
«Фашизм» – страшное слово, но то, что стояло и стоит за этим словом, гораздо страшнее. И сегодня необходимо постоянно напоминать себе об этом, чтобы не утратить бдительность, не забыть за давностью лет бесчеловечность фашизма. И именно искусство должно возвращать нас время от времени к этой теме, используя весь спектр имеющихся у него художественных средств, чтобы чётко обозначить морально-нравственные горизонты. В этом смысле фильм Константина Хабенского «Собибор» очень своевременный, и дело не в том, что премьера была подгадана точно к Дню Победы, актуальность этой картины не на злобу дня – она не имеет срока давности или календарных якорьков.
К темам, которые поднимает режиссёр и исполнитель одной из главных ролей Константин Хабенский, у зрителя доверие особое, потому что личность эта для нашего времени знаковая: его жизненная позиция и отношение к профессии во многом определяет и отношение общества к нему. История же, рассказанная в «Собиборе», требует особого подхода: это касается и художественного наполнения картины, и основной интонации, и того, кто рассказывает историю – важно, кто прикасается к этому материалу. И излишняя жалостливость, и излишняя героика здесь будут на подсознательном уровне восприняты зрителем как фальшь. Поэтому режиссёр должен суметь найти убедительные образы и метафоры, достойные того времени и тех событий, о которых идёт речь.
Тема фашизма и происходивших в концлагерях ужасов не раз становилась объектом внимания кинематографистов, об этом снимали Михаил Ромм, Билли Уайлдер, Ален Рене, Роберто Бениньи, Стивен Спилберг, Квентин Тарантино и др. Даже о самом лагере смерти Собибор и побеге из него сняты два фильма: художественный «Побег из Собибора» (реж. Джек Голд, 1987) и документальный «Собибор, 14 октября 1943 года, 16 часов» (реж. Клод Ланзманн, 2001). Вписывается режиссёрский дебют Константина Хабенского и в литературно-философский контекст поставленной проблемы. Один из самых интересных в творчестве Эриха Марии Ремарка роман «Искра жизни»: он единственный не основан на собственном опыте писателя, но при этом является одним из самых личных. Почти одновременно с Эрихом Марией Ремарком Виктор Франкл – невролог и психиатр – работал над своей легендарной книгой «Сказать жизни «ДА». Психолог в концлагере». Об опыте тех лет он писал: «Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, зачем жить, преодолеет почти любое «как».
Герои «Собибора» отстаивают своё священное право на жизнь, на свободу, на достоинство. В суете повседневности эти слова порой кажутся нам слишком абстрактными – не то лозунгами, не то статьями из философского словаря. Наверное, у нас, детей мирных времён, просто никогда не пытались их отнять, и мы ежесекундно не ощущаем жизненной необходимости в том, что стоит за этими привычными сочетаниями букв. И возможно, такое наше неведение тоже было в числе тех самых «зачем», ради которых узники Собибора рисковали своей единственной неповторимой жизнью.

Марина БИТОКОВА
Поделиться:

Свежие номера газет КБП