Первый исследователь фольклора и этнографии Балкарии

Имя Науруза Исмаиловича Урусбиева, одного из первых карачаево-балкарских просветителей и общественных деятелей конца XIX – начала ХХ веков, занимает почётное место в иерархии наиболее значимых имён, оставивших заметный след в истории своего народа.
Он родился в п. Урусбиево, ныне Эльбрусского района КБР в 1863 году. В этом году мы отмечаем 155 лет со дня его рождения. Для культурной и научной общественности это повод вернуться к его судьбе и жизни, наполненной подвижническим творческим трудом.
Науруз Урусбиев был одним из тех наших соплеменников, чьими усилиями о карачаево-балкарцах стало больше известно, чем до него. Круг его общения был широк и значим, ведь в него входили наиболее видные представители русского общества. «Стоит здесь вспомнить его тесное общение и дружбу с известным художником И. Ярошенко, – пишет его исследователь, доктор филологических наук Тамара Биттирова, – композиторами С.И. Танеевым, П.И. Чайковским, учёными И.И. Иванюковым, М.М. Кавалевским, В.В. Миллером и многими другими». Стоит только представить себе, какое созвездие виднейших людей искусства, культуры и науки притягивала личность Науруза Исмаиловича. Князь Науруз – состоятельный владелец, можно сказать, местечка, носившего название рода Урусбиевых (ныне с.п. Верхний Баксан) – был человеком образованным и прогрессивным. Слушатель сельского медресе, учащийся реального училища во Владикавказе, он всем своим существом стремится к знаниям, которые впоследствии сослужили ему хорошую службу. Ту, которую он направил на просвещение своих земляков.
К тому же образованный балкарец обращает на себя внимание многих, кто направлял свои стопы в горы, в заповедные и суровые по тем временам ущелья.
С этой точки зрения Науруз Урусбиев и те, кого мы назвали выше – представители той, старой Российской империи, волею судьбы счастливо нашли друг друга, обрели кунаков друг в друге. И эта дружба оказалась судьбоносной для Н. Урусбиева и весьма плодотворной для его гостей.
Науруз Урусбиев – человек, интересы которого не консервируются его узким ущельем и даже дружбой с именитыми личностями из российского центра. Он бывает наездами в Москве, Санкт-Петербурге, посещает Тифлис – по тем временам культурный центр, лежащий на перекрёстке цивилизационных, торговых, экономических путей. Эти поездки изобиловали посещением театров, музеев, знакомством с музыкой, искусством живописи и многим тем, что обогатило Науруза Урусбиева, подвигнув его к деятельности и позволив с годами обрести статус просветителя.
В обеих столицах Н. Урусбиев общается с Танеевым, знакомится с Чайковским. Открывает для себя жанр оперы, в Большом театре слушает «Евгения Онегина» (1888-1891 гг.). Вернувшись в Урусбиево вместе с Танеевым, он помогает русскому композитору делать записи балкаро-карачаевских мелодий и наигрышей. 
Однако с приходом в горы советской власти и издержками классового противостояния Урусбиев, по свидетельству современников, свёл счёты с жизнью, о чём написал журналист П. Максимов, по мысли Т. Биттировой. Таким образом, 1927 год стал последним в судьбе Науруза Урусбиева, жизнь которого оборвалась в 64 года.
Что же внёс в историю, этнографию и культуру князь (таубий) Науруз Урусбиев? Внёс немало, если вспомнить, что он «собирал и готовил к публикации образцы карачаево-балкарского фольклора». В своей сакле, где собирались у очага гости, Науруз Урусбиев представил С. Танееву национальные инструменты, доминирующими из которых были духовые – сырыйна (свирель, дудка), струнные – къыл къобузла, горская гармоника, завезённая из Дагестана и Татарии. Описание их даёт С.И. Танеев в статье «О музыке горских татар». 
Н. Урусбиев был одним из ревностных членов «Общества по распространению образования и технических сведений кабардинцев и горцев Нальчикского округа». Кроме того, таубий радел о внедрении в обиход карачаево-балкарцев прогрессивных методов ведения сельского хозяйства. Разумеется, для балкарцев, издревле умело занимавшихся скотоводством, пропаганда Урусбиева вызывала интерес с точки зрения перспективы технической оснащённости, касающейся наименее развитого в Карачае и Балкарии сектора растениеводства.
Имя Науруза Урусбиева также неразрывно связано с проложенной по инициативе его деда и отца колёсной дороги, как обозначалось в реляциях того времени, дошедшей «до крайних северных границ горско-татарских урусбиевских земель».
Урусбиев и его деятельность недостаточно оценены и возвышены потомками, карачаево-балкарской интеллигенцией и широкой общественностью, резонанс коей был бы в наше время вполне уместен. Это касается не только карачаево-балкарских, но и кабардино-адыгских просветителей, общественных деятелей. В этом году мы отмечаем 160 лет Сафарали Урусбиеву и 135  Нури Цагову – тем, кто стоял у истоков нашего интеллектуального развития.
Науруз Урусбиев многое делал для развития альпинизма, помогал горовосходителям, учёным, художникам-паломникам Приэльбрусья. Активно участвовал в работе Абрамовской комиссии по землеустройству, являлся делегатом от Балкарии на Особом совещания «по рассмотрению выработанных проектов о поземельном устройстве жителей Нагорной полосы при генерал-губернаторе в г. Тбилиси в 1912 г.».
Имя Н. Урусбиева можно найти в статьях Н. Динника, С. Давидовича, Е. Баранова, В. Тепцова, С.Чехова, П. Максимова, С. Танеева и других авторов, которые по достоинству оценили его вклад в историю, фольклористику, музыку своего народа.
155-летие Науруза Урусбиева – памятная дата, возвращающая нас к необходимости осмысления его трудов и уроков, столь необходимых для нового поколения, для его нравственного и гражданского становления.

Светлана МОТТАЕВА
Поделиться:

Свежие номера газет КБП


17.11.2018
15.11.2018
13.11.2018
10.11.2018