Два Владимира

Несколько лет назад в Нальчике выступал заслуженный артист России Владимир Конкин, по большей части известный зрителям, как Павка Корчагин и Володя Шарапов.
Творческий вечер актёра прошёл в отеле «Синдика». Конкин был франтовато одет и оказался неплохим рассказчиком. Единственное, что разочаровало, – это «старая песня о главном». Про то, как зазнавшийся грубиян Высоцкий обижал его во время съёмок фильма «Место встречи изменить нельзя». Во всех своих интервью Конкин не обходит вниманием эту тему. Вроде бы ничего откровенно плохого он не говорит, но осадок остаётся неприятный. Складывается впечатление, что артист воюет с покойником. С другой стороны надо отметить, что зрители и журналисты сами провоцируют его на эти разговоры. В Нальчике большинство вопросов тоже было связано с Высоцким.
По словам Конкина, он был человеком сложным. На съёмочной площадке часто срывался на коллег и в выражениях не стеснялся. «Бывало, он приходил на съёмки в прекрасном расположении духа и сразу же оказывался в центре всеобщего внимания. Он смеялся, веселился, а потом что-то происходило, его будто переклинивало. Высоцкий становился грубым, замкнутым. Мы же тогда не знали, что у него есть болезнь, зависимость. Конфликты возникали постоянно, в некоторых сценах даже можно почувствовать это напряжение», – вспоминал Владимир Конкин.
Несмотря на кинематографическую дружбу, исполнителя роли Шарапова Высоцкий не жаловал. Во-первых, Конкин раздражал его своей тонкостью, ранимостью и подчёркнуто интеллигентными манерами. Во-вторых, Владимир Семёнович видел в этой роли своего друга Ивана Бортника, а исполнитель роли Павки Корчагина был навязан Говорухину чиновниками от Госкино.
Однажды Высоцкий устроил на площадке такой скандал, что молодой артист не выдержал и начал собирать чемоданы. Ситуацию спас Виктор Павлов – исполнитель роли Левченко. Он успокоил коллегу и уговорил его остаться.
К тому времени Конкин уже был заслуженным артистом Украинской ССР и лауреатом премии Ленинского комсомола. Всесоюзную славу ему принесла роль Павки Корчагина в кинофильме «Как закалялась сталь». После этого актёр стал востребованным и снимался в разных фильмах. Он играл офицеров и князей, композиторов и подпольщиков, агрономов и священников, врачей и профессоров, инженеров и чиновников. Но его звёздным часом стал главный герой многосерийного телефильма «Место встречи изменить нельзя».
Картину снимали по мотивам романа братьев Вайнеров «Эра милосердия». Существуют две версии, связанные с идеей экранизации этой книги. По словам Аркадия Вайнера, авторы подарили несколько экземпляров первого издания близким друзьям, среди которых был Владимир Высоцкий. Прочитав роман, он сказал, что «Эра милосердия» представляет собой готовую основу для будущего фильма, в котором он хотел бы сыграть роль Жеглова. Однако режиссер фильма Станислав Говорухин утверждал, что это он посоветовал Высоцкому прочитать эту книгу.
На роль Шарапова пробовались несколько актёров. Говорухин хотел снимать Николая Губенко, но Высоцкий был категорически против. Он считал, что у них слишком похожие типажи и близкий актёрский почерк. Кандидатура Владимира Конкина встретила активное сопротивление не только Высоцкого, но и братьев Вайнеров. В их представлении бывший разведчик, сорок два раза ходивший за линию фронта и зачастую возвращавшийся с «языком», не мог выглядеть так, как выглядел исполнитель роли Павки Корчагина.
Позднее, уже во время съёмок фильма, режиссёр вспомнил про Леонида Филатова: «Это был бы тот Шарапов, какого я хотел с самого начала – не уступающий Жеглову по силе, не пасующий перед ним. Сильному в пару годится только сильный», – считал Станислав Говорухин.
Главные герои фильма совершенно разные. Шарапов – коренной москвич. Жеглов родом из деревни и, судя по всему, в детстве беспризорничал. «Я вот таким пацаном был – под котлами ночевал, в каких асфальт варят», – вспоминает он. Шарапов живёт в просторной комнате, обставленной добротной мебелью. Жеглов не имеет собственного угла и ночует в общежитии. В Шарапова влюблена Варя Синичкина. У Жеглова нет ни жены, ни невесты. Единственное его появление с дамой происходит на милицейском вечере, когда капитан спускается по лестнице под руку со своей спутницей. В одной из сцен Шарапов называет Глеба «бездомным человеком», и это действительно так – причём в самом широком значении слова.
Сближение Жеглова и Шарапова происходит быстро, но со временем они так же стремительно отдаляются друг от друга. В начале фильма Шарапов ведёт себя, как старательный ученик, но позже начинает бунтовать против своего учителя. Он замечает ошибки Жеглова и старается их исправить. 
Как бы там ни было, но оба актёра оказались на своих местах. Их непохожесть стала главной изюминкой фильма. Сегодня мы не представляем себе, что Шарапова и Жеглова могли сыграть другие артисты.
По масштабам популярности «Место встречи изменить нельзя» сравнивают с многосерийной картиной Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Герои фильма Говорухина стали персонажами фольклора: о них поют песни и рассказывают анекдоты. Во многом это заслуга двух Владимиров – Конкина и Высоцкого.

 

Эдуард БИТИРОВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

18.05.2024 - 15:23

Хранилище истории и культуры

В Международный день музеев мы не просто посещаем их для досуга, а, в первую очередь, делаем акцент на своей истории, опираемся на опыт предшественников, обмениваемся знаниями и воспринимаем огромный багаж различных культур, аккумулируем универсальные ценности и, проводя параллели с сегодняшним днём, планируем обозримое будущее.

17.05.2024 - 11:52

«Под лунным светом»

Так называется новая книга члена Союза журналистов России, члена Союза писателей России Исмаила Бейтуганова, только что увидевшая свет. В издание вошли поэтические произведения, написанные поэтом в разные годы – в них он говорит о любви к Родине и её нравственным истокам, воспевает природу родного края и людей труда, прославляет защитников Отечества.

16.05.2024 - 16:56

«Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой…»

В конце восьмидесятых он приехал в СССР и много гастролировал по стране. Одним из городов, в которых выступал Вилли Токарев, стала столица Кабардино-Балкарии.

16.05.2024 - 16:56

Писатели-юбиляры мая

1 мая исполняется 100 лет со дня рождения Виктора Петровича Астафьева – фронтовика и писателя, попытавшегося рассказать правду о Великой Отечественной войне.  Кто-то идет по жизни легко и непринужденно, а кого-то судьба постоянно испытывает на прочность. Детство и юность Астафьева можно смело отнести ко второй категории.

16.05.2024 - 16:47

Говорили об искусстве, читали стихи

Сотрудники Мемориального дома-музея Кайсына Шуваевича Кулиева совместно с Обществом книголюбов КБР организовали мероприятие «Добрососедство и межкультурные коммуникации», участниками которого стали члены объединения любителей чтения вслух и валеологического клуба «Анна».