Увеличивается число детей, вовлечённых в дополнительное образованиеМинистерство просвещения и науки КБР объявило о начале цикла мероприятий, приуроченных к 90-летию государственной системы дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарии. На днях юбилейный год торжественно открыли во Дворце творчества детей и молодёжи Министерства просвещения и науки КБР.
В церемонии приняли участие министр просвещения и науки республики Анзор Езаов, председатель Комитета Парламента КБР по образованию, науке и делам молодёжи Нина Емузова, представители министерств, органов управления образованием, образовательных организаций, учреждений культуры, общественности.
Одним из мероприятий программы дня стало пленарное заседание. Его участники вместе с представителями Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий, присоединившимися к онлайн-трансляции, обсудили точечные вопросы развития дополнительного образования, в том числе связанные с Указом Президента РФ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года.
Вопросы развития дополнительного образования в Кабардино-Балкарии были подняты в докладе начальника отдела дополнительного образования и воспитания Минпросвещения КБР Бэллы Дышековой. Отмечалось, что приоритетные цели, задачи, направления и механизмы развития дополнительного образования детей в России на ближайшие шесть лет определены в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.
В системе образования республики функционируют 24 учреждения допобразования детей, в том числе 21 муниципальное и три государственных.
Инфраструктура дополнительного образования постоянно совершенствуется. С 2016 года созданы детский технопарк «Кванториум» в структуре Детской академии творчества «Солнечный город», региональный центр выявления и поддержки одарённых детей «Антарес», мобильный технопарк «Кванториум», региональный модельный центр дополнительного образования.
Открытие новых структурных подразделений значительно повлияло на увеличение охвата детей дополнительными общеобразовательными программами. По состоянию на 1 мая в республике по программам допобразования обучаются более 96 тысяч человек (по таким направленностям, как образование, культура, спорт), что составляет 57,6 процента от общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет. Лидирующие позиции по охвату детей дополнительным образованием занимают Баксанский, Майский, Зольский и Лескенский районы.
В 440 образовательных организациях реализуются 2681 программа дополнительного образования по шести направленностям: физкультурно-спортивной, художественной, технической, социально-гуманитарной, естественнонаучной, туристско-краеведческой. Самыми востребованными являются физкультурно-спортивное, художественное и техническое.
Докладчик указала на одну из проблем: в ряде районов организации допобразования располагают помещениями, которые пригодны только для размещения административно-управленческого персонала, а образовательный процесс организован на базе школ. Имеющаяся сеть организаций дополнительного образования не учитывает особенностей территориального разброса поселений.
Речь также шла о необходимости перевода муниципальных учреждений допобразования в разряд бюджетных, что будет способствовать успешной реализации муниципального социального заказа. Этот вопрос уже проработан в Черекском и Баксанском районах.
Благодаря участию в реализации федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» сделан значительный вклад в развитие системы дополнительного образования. С 2019 года создано более 32 тысячи мест допобразования в 125 образовательных организациях, благодаря чему расширился спектр реализуемых дополнительных общеобразовательных программ с использованием современного лабораторного оборудования. В 2024 году планируется создание ещё почти 14 тысяч мест в 107 образовательных учреждениях на сумму свыше 82 млн рублей. Постепенно республика приближается к целевому показателю проекта, согласно которому охват детей от 5 до 18 лет дополнительным образованием по итогам 2024 года должен составить 75,1 процента, а к 2030-му – 82 процента.
Озвучен любопытный факт: программы дополнительного образования реализуются только в 29 дошкольных образовательных организациях – это одиннадцать процентов от их общего количества. Также отмечено, что в республике ещё есть школы, в которых не реализуется ни одна программа допобразования детей.
Б. Дышекова особо выделила, что повышение охвата детей программами допобразования напрямую связано с необходимостью кадрового обеспечения, причём речь идёт не только о количественных, но и качественных характеристиках. В организациях дополнительного образования детей работают 507 педагогов допобразования, в школах – 965.
– За последние пять лет в систему образования вкладываются значительные финансовые средства на модернизацию материально-технической базы, обновление содержания образования, но данные вложения не могут дать ожидаемого результата, если уровень профессионального развития педагогических кадров не будет отвечать этим изменениям, – акцентировала внимание выступающая.
Сегодня педагоги допобразования получают возможность повысить квалификацию в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребёнка» и через бюджетные курсы, проводимые на федеральных площадках. Во многом повышению профессионального мастерства педагогов и распространению передового педагогического опыта способствуют республиканские конкурсы профессионального мастерства «Сердце отдаю детям», «Тропы родного края», «Мульт Лис», которые проводятся в том числе и для повышения престижа педагогических работников системы допобразования.
– Конечно, всё это не покрывает в полной мере дефицит качественной и системной подготовки педагогов. В этой связи нами будет проработан вопрос обеспечения повышения квалификации и в рамках реализации мероприятий программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», – заметила Бэлла Дышекова.
Одной из первоочередных задач Министерства просвещения и науки КБР является развитие ресурсных центров, способных обеспечить координацию деятельности по организации дополнительного образования детей. В 2020 году создан региональный модельный центр дополнительного образования, который осуществляет организационное, методическое и аналитическое сопровождение, проводит мониторинг развития системы дополнительного образования детей в республике. В муниципальных образованиях осуществляют деятельность 13 муниципальных опорных центров.
В республике функционируют ресурсные центры по всем шести направленностям. Дворец творчества детей и молодёжи является ресурсным центром по художественной, туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленностям, «Солнечный город» – по технической и социально-гуманитарной, Эколого-биологический центр г. Нальчика – по естественно-научной.
На пленарном заседании также был представлен анализ состояния дополнительного образования художественной направленности в Кабардино-Балкарии, обсуждены перспективы межведомственного взаимодействия по его развитию, рассмотрены вопросы развития цифровых искусств.
Поделиться новостью:ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:
|