Третье пришествие одноосок

Группа сотрудников Кабардино-Балкарского научного центра РАН запустила интернет-проект по сбору средств на изготовление инвалидного кресла нового образца, превосходящего существующие аналоги по ряду важных параметров.  
Как рассказал директор ООО «Н’Арт роботикс» Юрий Хамуков, наиболее серьёзное преимущество нового изделия состоит в том, что оно представляет собой двухколёсную конструкцию на одноосном шасси: 
– Точное название – «Самодвижущееся кресло-коляска на статически уравновешенном двухколейном двухколёсном шасси». Такие транспортные средства превосходят все остальные в манёвренности и управляемости. Этим пользуются любители кататься на «Сегвеях» и гироскутерах. Впервые высокие потребительские качества одноосных тележек применили ещё три тысячи лет назад создатели арбы и колесниц. Это многократно ускорило развитие технократической цивилизации, запустило две волны великих переселений народов. Теперь можно говорить о «третьем пришествии одноосок», уже в виде высокоподвижных средств передвижения массового применения. 
В наибольшей степени преимущества новых одноосок проявляются там, где местность предъявляет особенно высокие требования к проходимости, манёвренности и управляемости, а также к энергозатратам при движении. 
– Такие свойства нужны прежде всего инвалидным креслам-коляскам, – подчёркивает Юрий Хамуков. – Как мы видим, существующие аналоги не позволяют свободно перемещаться и полноценно социализироваться. Мы же считаем, что доступное по цене, высокоавтономное самоходное кресло-коляска явится эффективным средством коммуникации, возвращающим человека с ограниченными физическими возможностями в общество, открывающим сотням тысяч людей перспективы полноценной жизни и оказывающим гуманизирующее воздействие на общество. 
При этом авторы указывают на один немаловажный момент: сегодня попытки реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья сводятся к обустройству зданий пандусами, лифтами и подъёмниками, переоборудованию общественного транспорта. Практика показывает низкую эффективность такого подхода. Например, создание пандуса для спуска в подземный переход или обустройство лифтом подъезда влечёт серьёзное вмешательство в конструкцию строения и многочисленные согласования. А для того чтобы воспользоваться специально оборудованным общественным транспортом, инвалид должен преодолеть лестницы, пороги, бордюры и тому подобное. Эти недостатки особенно заметны в России с её расстояниями, климатическими особенностями и связанными с ними традициями застройки. Все эти проблемы хорошо знакомы тем, кому приходилось втаскивать кресло-коляску по заснеженному или обледенелому пандусу, помогать инвалиду-колясочнику преодолевать бордюры или выбоины на дороге. При этом имеющиеся на рынке инвалидные кресла, способные преодолевать невысокие лестницы, сложны в обслуживании и очень дороги. Кроме того, из-за своего веса они крайне расточительно расходуют заряд аккумуляторной батареи. Плюс ко всему они неустойчивы и требуют от инвалида значительных физических усилий.
– В итоге в качестве альтернативы традиционным попыткам реабилитации и социализации инвалидов мы предлагаем обеспечить их вездеходными самоходными креслами на одноосном шасси с динамическим управлением, – рассказывает автор. – Они позволят инвалидам перемещаться без сопровождения и дополнительного обустройства среды проживания.
Авторы проекта уверены: каждый, кто зайдёт на сайт https://boomstarter.ru/projects/306329/188320 и сделает посильный взнос, приблизит время, когда инвалиды смогут передвигаться без посторонней помощи. Собранные средства будут вложены в изготовление образца нового кресла и презентацию инвесторам. 
– Там можно увидеть презентацию не только кресла, но и других интересных и перспективных начинаний, – рассказывает автор. – Наш проект предусматривает отработку конструкции и поэтапный запуск крупномасштабного производства малогабаритного одноосного транспорта. Потребность в нём сегодня возрастает, учитывая обострение экологических проблем и перегруженность улиц. Внедрение этого производства будет способствовать развитию экономики республики и её высокотехнологичных секторов.
По его словам, замысел создания в КБР производства новых инвалидных кресел имеет почти сорокалетнюю историю, когда он наткнулся на заметку в журнале «Техника – молодёжи». Речь в публикации шла об одноосной тележке, собранной голландским инженером. Кабина в этом агрегате была подвешена на оси и раскачивалась наподобие маятника. Потом были долгие вечера в библиотеке имени Крупской в поисках патентов на подобные разработки, проектирование собственных конструкций одноосных средств передвижения и их патентование. В отличие от тележки голландского инженера в этих конструкциях кабина не раскачивалась во время движения, а её положением можно было управлять. 
В разработке конструкции участвовали также инженеры-конструкторы Александр Лутай, Марат Тавказаков, Аслан Тутуков, Юрий Бершадский, изобретатель домашнего тренажёра Альберт Маремшаов. Окончательный вид конструкции придал AR-креатор Булат Бербеков. Финансовый анализ проекта создания производства выполнил учёный-экономист Алим Гуртуев. В настоящее время к работе над новой коляской привлечены сотрудники КБНЦ РАН, участвовавшие в создании роботов-разведчиков на одноосном шасси по заказу МЧС России.
– В целом проблемы проходимости, остойчивости, управляемости и энергоэффективности транспортных средств на колёсных и гусеничных шасси мне пришлось анализировать ещё в семидесятые и восьмидесятые годы, – рассказывает автор. – Это было в ходе строительства лаборатории на пике Чегет, во время работы в Советской антарктической экспедиции, а также в ходе исследований высотных эффектов вариаций космического излучения на Эльбрусе. Очень полезными оказались наблюдения за попытками известных мотогонщиков братьев Карякиных создать гусеничный движитель для горного мотоцикла. Результатом всех этих наблюдений и работы на их основе стало создание средства передвижения с высокими потребительскими качествами.

 

Асхат МЕЧИЕВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

09.05.2024 - 16:29

Нет большей чести, чем быть достойными своих героических предков

Одолев фашизм, наши деды и прадеды ценой своих жизней доказали, что на планете не должно быть места для межрасового и межнационального неравенства. Победа над фашистской Германией стала торжеством светлых идеалов – советского многонационального патриотизма, дружбы, верности, самопожертвования во имя Родины.

09.05.2024 - 16:02

В груди этого красивого человека билось большое мужественное сердце

– Собрать материалы о Батыре Дзахмышеве побудила меня его родственница Жансурат Бетрозова, урождённая Дзахмышева, – рассказывает составитель исторических сборников Астемир Мамхегов, поделившийся с нами документами.

09.05.2024 - 15:55

Быть воином – жить вечно

В актовом зале администрации Баксанского района 7 мая, в канун Дня Победы, было многолюдно. Очередная акция наших известных поисковиков Ахмеда и Дианы Нахушевых собрала родственников 27 участников Великой Отечественной

09.05.2024 - 15:45

Фронтовой корреспондент

Эта фотография, на которой Пётр Иосифович Романенко, сделана спустя два года после войны в его кабинете в редакции газеты «Кабардинская правда». Он в то время работал в отделе партийной жизни, ходил в военной форме – явление обычное для тех лет. Приобрести штатский костюм фронтовики смогли далеко не сразу.

09.05.2024 - 15:40

Ветеран тыла, хранительница семейных ценностей

Ветеран тыла Жанзиля Дуловна Хамгокова награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медалями к юбилеям Победы, имеет многочисленные почётные грамоты и благодарственные письма.