В чём секрет «Семнадцати мгновений весны»?

11 августа 1973 года на экраны вышла первая серия экранизации романа Юлиана Семёнова «Семнадцать мгновений весны». Для советских зрителей это была любовь с первого взгляда – меланхоличный разведчик покорил самых разных людей и даже стал героем нескончаемых анекдотов. Давайте попробуем разобраться, в чём же секрет его успеха.
Сценарий многосерийного фильма был написан в 1968 году – ещё до того, как книга Семёнова была издана. Съёмки велись с марта 1971 по конец 1972 года. Их география впечатляет: Москва, Рига, Тбилиси, Боржоми, Берлин и Майсен. Кстати, грузинские экскурсоводы частенько водят туристов к особняку Бозарджянца, упоминая о том, что его можно увидеть в одной из серий. Окрестности Боржоми усилиями операторов превратились в Альпы.
Создатели картины смогли подобрать уникальную актёрскую команду – редко в каком фильме можно увидеть столько звёзд нашего кино разом.
В процессе история разведчика обросла деталями, которых не было в литературном первоисточнике. В частности, образ фрау Заурих придумала режиссёр Татьяна Лиознова, чтобы показать Штирлица с новой, более человечной стороны, раскрыть его характер.
Рассказывают, что трогательный эпизод свидания Штирлица с женой в фильм предложил вставить Тихонов – похожую историю ему рассказал знакомый разведчик. В итоге сцена получилась гениальной: несмотря на то, что герои не произносят ни слова, их молчаливый диалог вызывает чувство сопереживания по сей день.
В этом, пожалуй, кроется один из секретов удивительной эстетичности и притягательности многосерийного фильма. Создатели картины нарочно замедляют темп повествования, сосредоточиваясь на деталях, показывают нам лица, смену мимики, уходят от излишней динамичности, в ту пору уже присущей шпионскому кино.
Ещё один гениальный ход – закадровый голос рассказчика, который не только поясняет происходящее, но и озвучивает внутренний монолог главного героя. Ефим Копелян проделал громадную работу, передавая интонацией тончайшие оттенки настроения и создавая неповторимую атмосферу, за которую мы все так любим этот фильм.
Конечно, такой масштабный проект быстро обзавёлся собственными легендами. Одна из них – история о том, что Татьяна Лиознова сильно поругалась с директором картины, который привлёк в качестве статистов молодых людей «неарийской» внешности. Сама Лиознова говорила, что это ложь.
Официальная версия гласит, что массовку отбирал Георгий Пипия – консультант картины, генерал-майор КГБ ССР. Для этого он отправился в одно из училищ пограничных войск.
Интересный факт: далеко не все герои картины походили на своих исторических прототипов. Так, например, Леонид Броневой, которому роль принесла всесоюзную известность, – полная противоположность реальному Генриху Мюллеру. А вот сходство Олега Табакова с Шелленбергом отмечали многие.
Лиознова сделала очень смелый шаг: отрицательные персонажи в фильме показаны не абстрактными твердолобыми злодеями, а людьми – жестокими, опасными, но имеющими и некоторые положительные качества. Простой немецкий солдат Гельмут, спасающий Кэт, и вовсе воспринимается как настоящий герой. От этого события на экране выглядят в разы реалистичнее – ведь в реальной жизни нет чёткого разделения на добро и зло, а характер каждого человека всегда неоднозначен.
В фильме, конечно, много неточностей – от вольной трактовки исторических событий до мелькающих там и сям деталей советского быта, которые никак не ожидаешь увидеть в Германии сороковых. Однако всё это отходит на второй план, ведь главное здесь – то удивительное, лиричное настроение, которое редко можно встретить в фильмах о войне. Во многом достичь этого эффекта помогает гениальная музыка Микаэла Таривердиева.
Штирлиц – не плакатный герой, не наша версия Джеймса Бонда. Это человек, который очень устал от своей смертельно опасной работы. Именно эта проработанность персонажа делает его неповторимым, объёмным и живым.
Когда «Мгновения» впервые показали по телевизору, зрители так прониклись историей, что начали осаждать звонками создателей картины: всем хотелось узнать, как сложится судьба героев, ведь каждая серия заканчивалась на самом волнующем моменте. Ходят байки, что во время показа серий даже снизился уровень хулиганства – все напряжённо следили за Штирлицем.
Новое время диктует свои законы, поэтому в 2009 году легендарную киноэпопею раскрасили, решив разбавить строгий монохром. Мнения разделились – кого-то это привело в восторг, другие же обрушились на авторов идеи со шквалом критики. Их можно понять: цветная версия короче оригинала, а тот факт, что некоторые вставки хроники остались чёрно-белыми, нарушает логику визуального ряда.
Впрочем, каждый может решить сам для себя, какую версию смотреть – оригинальную или раскрашенную. В каждой из них есть свои положительные стороны.
Этот фильм вошёл в нашу культуры так стремительно, что кажется, будто он был с нами всегда, так же, как и бесчисленные анекдоты. До сих пор на его основе снимают юмористические скетчи, а огромное количество современных писателей вставляют в свои тексты прямые отсылки к «Мгновениям». А вот повторить безоговорочный успех киноэпопеи пока никому не удалось – видимо, сейчас сложно подобрать такую уникальную команду актёров, режиссёров сценаристов и композиторов.
Впрочем, в последнее время отечественное кино постепенно приходит в себя. Возможно, скоро современные режиссёры вспомнят, что всё новое – это хорошо забытое старое, и начнут искать вдохновение в проверенной классике. Ну, а пока мы можем наслаждаться тем, что уже снято и проверено временем.

Оксана СОКОЛОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

18.05.2024 - 15:23

Хранилище истории и культуры

В Международный день музеев мы не просто посещаем их для досуга, а, в первую очередь, делаем акцент на своей истории, опираемся на опыт предшественников, обмениваемся знаниями и воспринимаем огромный багаж различных культур, аккумулируем универсальные ценности и, проводя параллели с сегодняшним днём, планируем обозримое будущее.

17.05.2024 - 11:52

«Под лунным светом»

Так называется новая книга члена Союза журналистов России, члена Союза писателей России Исмаила Бейтуганова, только что увидевшая свет. В издание вошли поэтические произведения, написанные поэтом в разные годы – в них он говорит о любви к Родине и её нравственным истокам, воспевает природу родного края и людей труда, прославляет защитников Отечества.

16.05.2024 - 16:56

«Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой…»

В конце восьмидесятых он приехал в СССР и много гастролировал по стране. Одним из городов, в которых выступал Вилли Токарев, стала столица Кабардино-Балкарии.

16.05.2024 - 16:56

Писатели-юбиляры мая

1 мая исполняется 100 лет со дня рождения Виктора Петровича Астафьева – фронтовика и писателя, попытавшегося рассказать правду о Великой Отечественной войне.  Кто-то идет по жизни легко и непринужденно, а кого-то судьба постоянно испытывает на прочность. Детство и юность Астафьева можно смело отнести ко второй категории.

16.05.2024 - 16:47

Говорили об искусстве, читали стихи

Сотрудники Мемориального дома-музея Кайсына Шуваевича Кулиева совместно с Обществом книголюбов КБР организовали мероприятие «Добрососедство и межкультурные коммуникации», участниками которого стали члены объединения любителей чтения вслух и валеологического клуба «Анна».