В республиканской юношеской библиотеке им. К. Мечиева, в рамках Всероссийской акции «Ночь искусств» состоялась презентация творческой программы «Достоевский и русские художники», прошедшая в онлайн-формате.
Красной нитью презентации проходит мысль о том, что книжная иллюстрация превращает художника в соавтора писателя. В экспозиции представлены три автора, иллюстрировавших произведения русского классика. Это Дементий Шмаринов (1907-1999 гг.), Илья Глазунов (1930-2017 гг.) и наш современник Михаил Шемякин.
Одной из вершин творчества Дементия Шмаринова являются иллюстрации к роману Достоевского «Преступление и наказание», вышедшие на вклейках издания ещё в 1941 году. Читатели библиотеки, а также поклонники творчества этих художников, в полной мере могут погрузиться в атмосферу литературных произведений и узнать много интересного об отношении к ним самих графиков.
Илья Глазунов – известный художник-живописец, сценограф и педагог, Народный художник СССР, основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Для него Достоевский был любимым писателем, художник обращался к его литературному наследию на протяжении всей жизни и, вдохновляясь им, создал пронзительные образы, воплотившие духовные поиски русского писателя.
Что касается художника и скульптора Михаила Шемякина, то его работы на темы сочинений Достоевского невозможно спутать ни с чьими другими. Особая техника иллюстраций демонстрирует тончайшие текстурные переходы в игре светотени со свойственной автору долей театральности. Сны и видения Раскольникова разложены художником до молекул в серии работ, выполненных с 1964 по 1969 годы.
Изобразительная интерпретация идеи произведений Достоевского и персонажи, воплощающие её на страницах романов, в каждом из трёх случаев изображены по-своему. Художники раскрыли и свой, скрытый от глаз постороннего, внутренний мир. В работах передаётся не только дух Петербурга в контексте времени и поставленных задач перед личностью, проживающей в нём. Не в меньшей степени в них рассказывается и о современном мире художников, создавших их. Заявление: «Человек – есть тайна», отчётливо воспринимается зрителем, рассматривающим графические альбомы авторов.
В тематическую программу так же вошёл мастер-класс по копированию живописного портрета Достоевского кисти русского художника Василия Перова, представляющего направление критического реализма. Академический стиль рисования подчёркивает силу традиций русской классической школы живописи.