О «кухонном рабстве», весёлости и чистоте посуды«Питание – одно из главных основ здоровья человека, его работоспособности, жизнерадостности и долголетия» – с этих слов начинается Книга о вкусной и здоровой пище, вышедшая в 1970 году. Это было не первое издание, дебют его состоялся ещё в 1939 году, впоследствии книга дополнялась и переиздавалась в 1945, 1952, 1965 годах. Она была посвящена пропаганде научных основ рационального питания и обучению искусству кулинарии и технологии приготовления пищи.
Понятие «общественное питание» появилось в СССР в 1920-е годы, когда стали организовываться столовые, закусочные. Однако фактически система общепита в СССР ведёт свой отсчёт с первых советских декретов. Уже тогда власть понимала, что для мотивации людей к свершению задач, стоящих перед новым государством, нужна не только духовная пища.
8 ноября 1917 года В.И. Ленин подписал один из первых декретов – об организации общественных столовых, контроле за их деятельностью и распределении продовольственных фондов. Главная задача заключалась в поддержке высокой производительности труда. Голодный рабочий – плохой рабочий. Следовательно, нужно было его накормить – быстро и сытно, желательно «не отходя от станка».
К 1921 году в столовых уже питалось около девяти миллионов советских граждан. Столовые спасали людей в голодный период и экономили драгоценное рабочее время. Тогда же появился лозунг «Долой кухонное рабство!». Женщина больше не должна «изнывать в плену кастрюль и сковородок» – так считали идеологи революции, а революционные поэты посвящали общепиту целые произведения.
Но общепит он на то и общепит, в этой системе случалось всякое. На начальном этапе становления власти культура была на ужасающе низком уровне. Наученные горьким опытом, законотворцы издавали новые правила и ограничения. Так, в 1927 году президиум областного исполнительного комитета Советов Кабардино-Балкарской автономной области издал Обязательное Постановление «О санитарном надзоре за ресторанами, столовыми и чайными». В нём говорилось: «Ввиду возможности возникновения с наступлением тёплого времени желудочно-кишечных заболеваний, в частности, холеры, в целях усиленного санитарного надзора за пищевыми продуктами и напитками, за их хранением, распределением, продажей и транспортированием, на основании Положения ВЦИКа и СНК областной исполком КБАО постановляет ввести следующие санитарные правила для столовых, трактиров, чайных и проч.» Далее следовали правила, изложенные в шестнадцати параграфах.
В них говорилось о том, что места продажи готовой пищи должны быть предметом особого внимания санитарного надзора. Помещения должны быть чистыми и опрятными, с надлежащей вентиляцией, а на столиках всегда должны наличествовать чистые скатерти. Безукоризненно чистыми обязаны быть посуда и салфетки для посетителей. В примечании к этому пункту говорилось, что после употребления посуду необходимо вымывать кипятком и обсушивать на плите, употребление полотенец не разрешалось, а салфетки желательно было предлагать гигиенические, то есть бумажные (в оригинале документа говорится «бумажки»). Санитарный надзор обязан был следить за производством и продажей прохладительных напитков, которые должны были приготовляться исключительно из кипячёной воды.
Отдельно говорилось о состоянии здоровья работников общепита: «Служащие и рабочие учреждений, торгующих и приготовляющих пищевые продукты, не должны страдать заразными и прилипчивыми болезнями, о чём должны иметь индивидуальную карточку и являться ежемесячно на переосвидетельствование».
Нарушение этого постановления влекло за собой ответственность в административном порядке. И вот тут наблюдался некоторый несправедливый подход к ответственности – в Нальчике нарушители обязаны были уплатить штраф до 100 рублей или приговаривались к принудительным работам на срок до одного месяца, а для сельских местностей штраф за такую же провинность составлял до 10 рублей, а принудительные работы ограничивались сроком до двух недель. Постановление было подписано заместителем председателя облисполкома Гемуевым и ответственным секретарём Денисовым. Общий тон документа в целом наталкивает на мысль, что пострадавших в системе общественного питания было немало.
Только в 1930 году создадут научно-исследовательский институт питания. Задача «быстро и сытно накормить рабочих» отойдёт на второй план. Станет важно накормить правильно. С этой точки зрения показательно и любопытно письмо колхозницы Марии Ступак, опубликованное в нашей газете в 1934 году. Оно вышло под заголовком «Ударно работать, хорошо и вкусно кушать». Слог его прост, незатейлив и абсолютно лишён редакторской правки: «Если в бригаде плохо готовят, то это значит повар или кухарка – лодырь. Это совершенно правильные слова товарища Калмыкова. Была у нас в бригаде кухарка Церюличка, плохо было с питанием: борщ, каша и всё. Теперь у нас кухарка Малько Надежда. Другое дело. Молодая и старательная. Любит это дело. Но всё-таки у нас ещё того нет, что требуется. Питание должно быть сытное и вкусное, всегда разнообразное – вот это тогда колхозное питание. Ведь от питания всё – здоровье, доброта, весёлость. Если этого мы ещё не имеем в колхозе, виновны в этом мы сами».
Разработку меню советских столовых поставят на научные рельсы. А позже большим тиражом начнут издаваться книги, с которых мы и начали этот рассказ – обучающие домашних хозяек правильному приготовлению сбалансированных блюд. Очевидно, что идеологи путём проб и ошибок достаточно быстро пришли к выводу, что погорячились с лозунгами и фактически стали пропагандировать отвергаемое совсем недавно женское «кухонное рабство».
Поделиться новостью:ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:
|