Пять дней напряжённой работы, горячих дискуссий, поисков компромиссов в острых международных вопросах – так прошла пятая юниорская модель ООН, участниками которой стали старшеклассники России. Кабардино-Балкарию в очередной раз представил ученик лицея для одарённых детей детской академии творчества «Солнечный город» Павел Айбазов, снова признанный лучшим делегатом.
Через несколько лет после создания Организации Объединённых Наций в некоторых университетах мира стали проводиться модели ООН – масштабные ролевые игры, во время которых делегаты, председатели, наблюдатели и эксперты выступают в роли официальных представителей стран – членов ООН и членов международных организаций, обсуждают вопросы, связанные с безопасностью в мире. Затем эта ролевая игра распространилась по высшим учебным заведениям всего мира. По правилам проведения модели ООН делегаты должны абстрагироваться от личного мнения, отстаивать официальную позицию представляемой страны и в итоге сообща принять резолюцию. По итогам работы модели объявляются победители в различных номинациях, самая почётная из которых – «Лучший делегат».
Уже пятый год на факультете глобальных процессов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова моделируются мировые кризисы, а подросткам предоставляется возможность найти оптимальные пути их преодоления. Молодые люди, желающие связать свою жизнь с дипломатией, получают шанс окунуться в атмосферу дипломатической среды. При этом участие в юниорской модели ООН бесплатное, необходимо оставить заявку на jmun.ru и пройти отбор.
Более двухсот старшеклассников попробовали себя в роли дипломатов и журналистов, обсуждающих и освещающих проблемы мирового значения.
– В этом году участникам было предложено моделировать заседания четырёх комитетов: Совета безопасности на русском и английском языках, ЮНЕСКО, Лиги арабских государств и комитета журналистики, в котором школьники освещают ход заседаний от лица международных информационных агентств, – рассказывает Павел Айбазов. – Мне выпало представлять Союз Советских Социалистических Республик и быть частью Совета безопасности ООН. На повестке дня стоял югославский кризис, когда республики, входящие в состав Югославии, изъявили желание стать самостоятельными. Первыми о независимости заявили Словения и Хорватия. Заседания комитетов проходили на английском языке и длились шесть-восемь часов. Особенность состоит в том, что политическая обстановка в рамках юниорской модели ООН меняется, «происходят» события, которых, допустим, не было в реальности, либо они случились несколько раньше или позже. Мы вели переговоры, а Советский Союз распался, и пришлось менять политический курс. Я был вынужден не только полностью перестроиться, но и, по аналогии с реальными событиями, искать фломастер или ручку, чтобы написать на табличке новое название своего государства, как это делали советско-российские дипломаты в своё время.
Роли членов президиума ООН играют студенты факультета глобальных процессов МГУ. Они выступают модераторами большой игры, давая участникам возможность не только увидеть разные варианты выхода из кризисов, но и прочувствовать степень ответственности при принятии решений.
– Прийти к компромиссу было очень сложно из-за разницы мнений, постоянно появлялась информация о новых актах агрессии в адрес мирных жителей, и было необходимо поскорее найти выход из кризиса, – делится Павел. – В результате переговоров в этот раз нам удалось договориться и составить итоговую резолюцию: представители государств поступились своими национальными интересами для того, чтобы жители Югославии перестали гибнуть – Словения и Хорватия получили статус автономных областей.
Политика и история для Павла Айбазова – семейное увлечение, но им он не ограничивается и пробует себя в разных сферах: усовершенствовал подъёмник для маломобильных граждан и победил на международной научно-практической конференции школьников и студентов «Инновационные технологии и экология», стал призёром Всероссийской олимпиады по обществознанию, призёром Олимпиады НИУ ВШЭ по литературе. Дважды побеждал на региональных этапах всероссийских олимпиад по ОБЖ и по истории, провёл большое генеалогическое исследование и смог найти место захоронения своего прадеда Сергея Прощалыко, погибшего в Великую Отечественную войну в боях за Северную Осетию-Аланию. С увлечением прошёл курсы журналистского мастерства «Акулы пера» и публикуется в газете «Советская молодёжь». Свою жизнь намеревается посвятить международным отношениям.
– Большую поддержку мне оказывают семья и друзья, очень благодарен «Солнечному городу» за возможность развиваться, – говорит Павел Айбазов. В ближайшее время он планирует принять участие в федеральном этапе Всероссийской олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности.