Этот вопрос стал темой обсуждения на совместном расширенном заседании трёх парламентских комитетов: по спорту и туризму, по экономике, инвестициям и предпринимательству, по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению.
В его работе приняли участие заместитель Председателя Парламента КБР Михаил Афашагов, представитель Главы и Правительства КБР в Парламенте и судебных органах Мадина Дышекова, депутаты законодательного органа республики, заместитель министра курортов и туризма Ахмат Сумаев, представители органов местного самоуправления, руководители организаций санаторно-курортной сферы.
Открывая заседание, председатель комитета Парламента КБР по спорту и туризму Арсен Барагунов обозначил цель мероприятия:
– Накануне высокого горнолыжного сезона хотелось бы поговорить о том, что нужно сделать для повышения уровня оказания услуг и сервиса в сфере туризма, какие на сегодняшний день самые актуальные проблемы и пути их разрешения. Туристический поток в республику необходимо привлекать, а для этого нужно предложить людям хорошие условия полноценного отдыха.
В настоящее время наибольшее количество рекреационных ресурсов сосредоточено в Чегемском, Черекском и Эльбрусском районах, где наблюдается рост туристических потоков.
Согласно представленной А. Сумаевым информации перечень объектов курортно-рекреационного и туристического комплекса КБР насчитывает 215 предприятий, осуществляющих деятельность в сфере курортов и туризма.
За девять месяцев 2018 года в республике отдохнули 420 тыс. человек, что на 8,5 процента превышает показатели аналогичного периода 2017 года.
Подчеркнув, что министерство проводит регулярный мониторинг отзывов об уровне услуг, отслеживая все обращения, Ахмат Сумаев обозначил проблемные точки туристической отрасли КБР:
– Большое влияние на уровень привлекательности республики как туристического региона оказывает уровень обслуживания, который зачастую оставляет желать лучшего, – отметил докладчик. – Несмотря на принимаемые меры, имеется ряд проблем: несанкционированная торговля на территории туристских дестинаций, отсутствие в достаточном количестве санитарных зон и мусорных баков для поддержания должного санитарно-эпидемиологического состояния территории. Другие актуальные проблемы, касающиеся качества обслуживания и сервиса, – низкое качество еды в пунктах общественного питания, отсутствие разнообразия в меню в период высокого горнолыжного сезона, низкий уровень подготовки обслуживающего персонала. Не менее важным вопросом является несоответствие качества и стоимости предоставляемых услуг. Это касается большинства пунктов общественного питания на территории всех туристских дестинаций в республике так же, как и вопросы транспортной доступности.
Особого внимания заслуживает автомобильная дорога Чегем – Булунгу, которая долгое время остаётся частично разрушенной на отрезке от с.п. Хушто-Сырт до с.п. Булунгу.
Для обеспечения безопасного передвижения туристов и отдыхающих, а также привлекательности туристских объектов на территории района необходимо организовать работу по восстановлению аварийного участка дороги на Чегемских водопадах. Остро стоит и проблема автостоянок, отсутствие которых приводит к постоянным трудностям парковки автомобилей туристов. Это характерно и для других туристских дестинаций. Поэтому в предстоящий горнолыжный сезон 2018-2019 годов планируется открыть большую охраняемую автостоянку в с.п. Эльбрус и запустить автобусы до ближайших горнолыжных трасс, что позволит разгрузить автомобильную дорогу.
На заседании озвучено, что с 1 января 2019 года вступает в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» и Кодекс РФ об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии». В соответствии с положениями закона предоставление гостиничных услуг будет допускаться только при наличии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения соответствующей категории. Объект туристской индустрии будет обязан указывать в рекламе и использовать в своей деятельности только присвоенную ему категорию, что должно упорядочить оказание гостиничных услуг и устранить многие вопросы, существующие в гостиничном комплексе Приэльбрусья.
Продолжая тему, заместитель главы администрации Чегемского района Амир Цеев сообщил, что в районе ведётся разработка плана развития туризма. Его реализация будет способствовать формированию туристско-рекреационного кластера. Докладчик также акцентировал внимание на необходимости развития дорожной инфраструктуры, так как привлекательные маршруты, связанные с высокогорными турбазами «Башиль» и «Чегем», не используются из-за отсутствия соответствующей нормативным требованиям автодороги.
– Прилагаем немало усилий для развития туризма, однако решить сегодня имеющиеся проблемы только на уровне района невозможно без содействия соответствующих министерств и ведомств. В частности, вопросы, касающиеся инженерной инфраструктуры, дорожного хозяйства, благоустройства территории, – подчеркнул А. Цеев.
Уточнялось, что в 2019 году администрацией района планируется обустройство на территории Больших Чегемских водопадов автостоянки и мест торговли товарами народного промысла.
О том, какая работа проводится в Черекском районе, подробно рассказал первый заместитель главы райадминистрации Артур Глашев. Прорабатывается проект туристско-рекреационного кластера «Черек», который охватывает все туристские дестинации района, реализуется ряд перспективных проектов с привлечением инвесторов.
Самое большое количество туристов в республике привлекают уникальные природные комплексы Приэльбрусья, расположенные в Эльбрусском районе. По информации заместителя главы местной администрации Руслана Атакуева, в районе осуществляют деятельность более 60 гостиниц и частных комплексов. Для повышения качества сервиса в сфере туризма принимается ряд мер: на всех действующих организованных экскурсионных маршрутах установлены информационные щиты, для сохранения уникальных природных комплексов Приэльбрусья регулярно проводятся акции по уборке мусора на территории курорта и т.д.
Вместе с тем нарекания со стороны отдыхающих вызывает отсутствие терминалов безналичного расчёта, недостаточное количество парковочных мест на полянах Азау и Чегет, отсутствие пешеходных прогулочных маршрутов – терренкуров.
Представитель компании «Большая Медведица» экскурсовод Дарья Фролова поделилась своим видением обсуждаемой темы. Для положительной динамики в повышении качества обслуживания и сервиса в сфере туризма следует проводить специализированные региональные и межрегиональные форумы, конференции, на которых участники смогут поделиться опытом и получить информацию о лучших деловых практиках в отрасли.
Заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КБР Алексей Мартынов рассказал, что в текущем году в управление поступило пять обращений на нарушения законодательства в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения при оказании услуг в сфере туризма. По результатам проверок в отношении виновных лиц возбуждены дела об административных правонарушениях.
В ходе обсуждения участники заседания сошлись во мнении: озвученные проблемы требуют срочного разрешения, так как от них зависит развитие сферы туризма в Кабардино-Балкарии. Говорили и о необходимости проводить разъяснительную работу с населением, организовать новые комфортные места для торговли или торговые ряды, не мешающие осмотру достопримечательностей, придав им статус народных ярмарок, усилить контроль за качеством реализуемых товаров. Одновременно такие действия помогут легализовать рабочие места.
– Повышение качества в сфере обслуживания – важная задача. Ведь туристическая отрасль при грамотном подходе к её развитию может приносить в республиканский бюджет значительный доход и новые инвестиции, – отметил председатель комитета Парламента КБР по экономике, инвестициям и предпринимательству Заур Апшев.
С учётом прозвучавших предложений выработаны рекомендации в адрес заинтересованных структур, направленные на повышение качества обслуживания и сервиса в сфере туризма.