Победить суету ума, встать над обстоятельствами, достичь равновесия духа и плоти – обстоятельства, с которыми в той или иной степени сталкивается каждый из нас. Не обошли они стороной и чемпиона России по кёкусинкай, основателя спортивного клуба «M-DOJO» Мурата Захохова.
Будучи ещё совсем юным, Мурат с большим уважением, передающимся окружающим, с каким-то особым пафосом, присущим только подросткам, говорил о своей семье и родителях. В этих рассказах его семья была образцовой: самой дружной и красивой. Стремление к самосовершенствованию, позитивный взгляд на происходящее в жизни, умение собраться в нужный момент и отсутствие жалости к себе – те самые камушки, из которых сегодня выстроена прочная опора, называемая мужским характером. Одну из ключевых ролей на этом пути сыграло увлечение спортом.
– Почему кёкусинкай?
– «Кёкусинкай» в переводе с японского – «общество высшей истины», стиль карате, основанный Масутацу Оямой в 1950-х годах. Ояма стал автором самого сильного, красивого, контактного и жесткого вида карате. Философия кёкусин помогла мне в армии, да и в жизни в целом – научила держать удар физически и морально. Своим воспитанникам я объясняю, что карате кёкусинкай – это не просто вид спорта, где мы, грубо говоря, бьём друг друга. Прежде всего это философия жизни, организованность, собранность, выдержка, уважение к себе и окружающим, самообладание и самовоспитание.
– Как получилось, что в тебе сочетаются такие, казалось бы, несочетаемые направления, как искусство и спорт?
– Всё дело в семье. Мой отец – заслуженный деятель искусств КБР, член Союза художников России Валерий Захохов – сегодня является директором художественной школы №1 в г. Нальчике. Мама – заслуженная артистка балета КБАССР, прима-балерина Музыкального театра Саламат Генжеева-Захохова. Родители с раннего детства занимались моим воспитанием и гармоничным развитием. Папа всегда уделял большое внимание моей физической форме, устраивал велосипедные прогулки и однажды привёл на дзюдо. С третьего класса я занимался в секции, ездил на соревнования по стране и на международные турниры. Но это не помешало мне пойти по его стопам: я достаточно хорошо рисовал и после девятого класса поступил в Кабардино-Балкарское училище культуры и искусств на художественное отделение. Эстетическому воспитанию способствовало множество книг и альбомов по искусству в библиотеке отца. Я, например, очень любил голландскую школу живописи – Иеронима Босха, Питера Брейгеля, с ранних лет воспитывался на лучших художественных образцах.
– Насколько я знаю, по дороге в большой спорт ты осваивал разные профессии, и ни одна из них прямого отношения к спорту не имела?
– Срочную службу я прошёл в ракетных войсках в Астраханской области недалеко от Казахстана. Поехал, как говорил шутя, к своим любимым паукам, скорпионам и змеям, так как любовь к этим животным в школьные годы побудила меня обратить внимание на зоологию. Однако, отслужив в армии, я поступил на заочное отделение юридического факультета Академии экономической безопасности МВД России в Москве. Учился и параллельно работал в налоговой полиции, надеясь связать свою дальнейшую деятельность с этой областью. Затем последовали годы работы в банковской сфере. Спорт никогда не бросал, но уделять ему много времени в связи с занятостью уже не мог.
– То есть такой большой перерыв в тренировочной деятельности спортсмену не помеха?
– Наверное, что ни делается – всё к лучшему. Неоднократно в жизни я убеждался, что могу, оставив всё, чем занимаюсь, вернуться к прежней деятельности или просто начать что-либо с нуля. После 17-летнего перерыва я вернулся в большой спорт и, потренировавшись год, стал выезжать на соревнования. Вскоре мне удалось стать серебряным призёром России на чемпионате в Казани. К тому времени мне было сорок лет, и сначала я решил, что драться больше не буду. Однако, подумав о реакции на такое решение моего шестилетнего сына, о том, что он примет мой отказ биться за слабость, я решил идти до конца. Это был бы не лучший пример для него, я не мог допустить этого, и уже на следующий год стал чемпионом в Ростове. Тогда и пришло решение передавать опыт дальше, занимаясь с детьми.
– Что послужило стимулом?
– Год назад я открыл школу. Наблюдая за детьми, сидящими за компьютерами и в телефонах, вырастающих «овощами», не способными к сопротивлению обстоятельствам жизни, я делал выводы, появились идеи. Аккумулируя опыт моей семьи, пытаясь вынести всё самое лучшее, что было в моём детстве, в отношениях самых близких мне людей, решил передать всё это сыну и многим его сверстникам. В клубе я тренер, наставник, воспитатель, участвую в жизни школьников, разбираю важные для них проблемы. Стараюсь быть им родным человеком: так и говорю, что на тренировке я для вас папа, мама, дедушка и бабушка. Однако определённая дистанция между нами всё-таки должна быть, ведь дети – сильнейшие психологи. Сейчас я уже вывожу их на соревнования. А что касается преподавания, то для этого, думаю, не обязательно иметь статус заслуженного учителя. Если у кого-то есть своё видение педагогики, понимание детей, а главное – желание изменить их жизнь, то почему бы и нет?
– Каковы особенности твоей педагогики?
– Важно абсолютно всё, начиная от гигиены, режима дня, питания, то есть всего, что составляет их новый образ жизни. Не последнюю роль играет успеваемость в школе, и обязательно положительный настрой. Надо, повторюсь, разбивать стереотип, что спортсмен – однобоко развитый человек. Наши спарринги построены на логике, рассуждении, анализе, в этом смысле мы как шахматисты, просчитывающие свои действия на несколько шагов вперёд. К противнику надо уметь подобрать ключ, времени на это даётся мало, всё происходит в доли секунды. Если принять всё это во внимание, то карате можно рассматривать как интеллектуальный вид спорта. Кто умеет думать, тот и будет чемпионом. Если уходишь в профессиональный спорт, ты должен достигать профессионального уровня во всём, а физическую силу можно наработать. Например, основатели стилей дзюдо и айкидо были довольно хилыми, физически немощными от природы, но преодоление себя позволило им достичь высоких результатов.
– Существуют ли возрастные критерии для начала занятий спортом? Ты можешь сказать переростку, пришедшему к тебе: «Иди домой»?
– Традиционно в Японии чем раньше, тем лучше. Уже с трёхлетнего возраста малышей одевают в кимоно и приводят в спортзал впитывать атмосферу. Наши родители тоже понимают это и приводят детей в пять лет для общей физподготовки. На мой взгляд, старт занятиям может быть дан когда угодно, поздно не бывает. Я, например, в кёкусин пришёл в семнадцать лет и никуда не опоздал. Если есть желание, то никогда не поздно. У каждого человека свой путь.
– Как справиться с ленью, с жалостью к себе, нацелиться на результат?
– Никто не сможет выбить из тебя лень, кроме тебя самого. Родители и наставники могут заинтересовывать, мотивировать. Нужно чётко понимать, для чего тебе это надо, и, помимо занятий в зале, работать дополнительно. Я, например, вставал в пять утра ежедневно и бегал на Большую Кизиловку, затем была ещё одна ночная тренировка. В том же режиме я жил в армии: у всех подъём в шесть, у меня в пять, и трёхкилометровый кросс. Сначала меня не понимали, удивлялись, затем стали уважать. Хочется отметить, что карате кёкусинкай без боёв, спаррингов, без соревновательного опыта изживает себя. Ояма создавал его как боевой вид. Однако есть ситуации, когда чёрные пояса получают без боевых поединков, просто в спортзале. А ведь соревнования – это не просто драка: это состояние, при котором человек мобилизует физические и духовные силы, преодолевает волнение, страх, боль, поэтому если ты боец, то без соревнований – никуда, это испытание духа и физической силы. Наш клуб называется «М-DOJO», что по-японски означает «место, где ищут истину», а заглавная «М» – сокращённо «мокотэки», то есть цель, к которой стремятся.
– Клубу всего год, но у вас уже есть какие-либо традиции?
– Думаю, что главная традиция – это отношение к клубу как к большой семье. Своим ученикам я постоянно напоминаю, что все они братья и сёстры, заступиться друг за друга является делом чести, но какие-либо разбирательства и претензии друг к другу внутри клуба недопустимы, соперников быть не должно. Мы общаемся и в выходные дни во время кроссов, поздравляем друг друга с днём рождения, выдумывая своеобразное спортивное приветствие.
Я всегда говорю ученикам: чем больше вы умеете, тем лучше, вы не должны быть односторонне развитыми. Обязательно нужно читать, интересоваться всем, что происходит в мире, по возможности заниматься искусством, ведь кёкусинкай – это тоже искусство, но другое. Я с уважением отношусь к любому виду спорта – футболу, бадминтону, спортивной рыбалке, плаванию, лишь бы направить детей в правильное русло. Каждый выбирает своё. Я за физическую активность в любых её проявлениях.