«В турфирме купила путёвку за границу. Без предварительных уведомлений обратный авиарейс был отменён авиакомпанией. Самим пришлось доставать билеты на другие рейсы в условиях, когда практически все они были распроданы. Кто должен возместить стоимость билета и связанные с этим дополнительные затраты?
Алла С., г. Нальчик».
– В данной ситуации, – говорит юрисконсульт Андрей Скопинцев, – применимы нормы Воздушного кодекса РФ, где сказано, что в случае нарушения договора воздушной перевозки по требованию пассажира и при предъявлении перевозочных документов (билетов) перевозчик обязан составить коммерческий акт. Этим документом удостоверяются обстоятельства, которые могут служить основанием для возникновения имущественной ответственности перевозчика (п. 1 ст. 124 ВК РФ). Заявление перевозчику предъявляется в аэропорту пункта отправления или назначения по усмотрению заявителя. (п. 4 ст. 124 ВК РФ).
Претензия может быть предъявлена в течение полугода. Срок исчисляется со дня отмены рейса. Перевозчик обязан в течение 30 дней с даты поступления жалобы рассмотреть её и в письменной форме дать ответ, сообщив, удовлетворена она или отклонена. Если отказано, нарушенные права защищаются в судебном порядке.
Для сведения юрисконсульт сообщает, что в одностороннем порядке перевозчик имеет право расторгнуть договор перевозки в нескольких случаях: пассажир нарушил паспортный, таможенный, санитарный режим; отказывается соблюдать авиационные правила, или же состояние его здоровья требует особых условий перевозки, или же угрожает безопасности его и других пассажиров; если отказывается оплатить провоз багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза, и другие.
– Во всех перечисленных случаях, – говорит Скопинцев, – оговорено нарушение пассажиром определённых норм и правил. В отсутствие данных нарушений и при отмене рейса в одностороннем порядке все понесённые пассажиром расходы компенсирует авиакомпания.