Воспитание в структуре образовательного процесса

По инициативе комитета Парламента КБР по образованию, науке и молодёжной политике состоялся «круглый стол» на тему «Воспитание как необходимая составляющая образовательного процесса».

Открывая заседание, председатель профильного комитета Светлана Азикова отметила, что проблема воспитания и организации воспитательного процесса имеет важное значение в современном обществе. Поэтому развитие воспитательного компонента в образовательном процессе является одним из приоритетных направлений совместной деятельности органов государственной власти и образовательных организаций в КБР.
С подробной информацией выступила заместитель министра просвещения, науки и по делам молодёжи КБР Ирина Шонтукова. По её словам, утверждён план мероприятий по реализации в 2016-2020 годах в КБР Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, предусматривающий проведение комплекса организационных и методических мероприятий, направленных на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системах общего и дополнительного образования, физической культуры и спорта.
Важным направлением воплощения принципов государственной политики в данной сфере являются муниципальные программы развития воспитания, разработанные с учётом этнокультурных факторов, обновления воспитательного процесса на основе отечественных традиций, народной педагогики, инновационного опыта, которые в настоящее время реализуются во всех муниципальных районах и городских округах республики.
Воспитательную деятельность в системе образования КБР осуществляют 6 886 педагогических работников.
Докладчик рассказала о проводимых мероприятиях, направленных на стимулирование творчества педагогов и воспитателей образовательных организаций. Так, в КБР ежегодно проводится республиканский этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодёжью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя», а также республиканский этап всероссийского конкурса «Учитель здоровья России».
Ирина Шонтукова обратила внимание: в успешно функционирующих образовательных учреждениях методологической основой деятельности является системный подход в организации воспитательной работы.
– В образовательных организациях республики функционируют 62 детских объединения с охватом 10 592 ребёнка и 71 общественная организация с охватом более 10 600 учащихся. В практику воспитания входят также органы ученического самоуправления, в работе которых задействован 14 341 обучающийся, – сообщила заместитель министра.
В республике действует региональное отделение общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», объединяющее 20 тысяч активистов. На сегодняшний день 120 общеобразовательных организаций республики реализуют направления деятельности этой организации. Наибольший охват учащихся отмечается в Урванском и Майском районах, г.о. Баксан. Кроме того, в Кабардино-Балкарии учреждено региональное отделение всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия».
И. Шонтукова подчеркнула, что важное место в процессе воспитательной работы отводится профилактике асоциального поведения. В целях раннего выявления детей и молодёжи, приобщающихся к употреблению психоактивных веществ в местах досуга, в семьях и в учебных заведениях, Минпросвещения КБР ежегодно проводит социально-психологическое тестирование лиц, обучающихся в общеобразовательных учреждениях и профессиональных образовательных организациях, направленное на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.
– В 2017-2018 учебном году в общеобразовательных организациях республики выявлено 456 подростков группы риска, что составило два процента от общего числа обучающихся, в организациях профессионального образования – 224 подростка группы риска, что составляет пять процентов. Во всех общеобразовательных организациях сформирован банк данных о детях группы риска: из неблагополучных семей, находящихся под опекой и попечительством, состоящих на различных видах профилактического учёта. По данным муниципальных органов управления образованием, на внутришкольном учёте состоят 419 учащихся, на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних – 211, в подразделениях по делам несовершеннолетних – 186. Ведётся учёт детей, не посещающих школу. На начало 2018-2019 учебного года к занятиям по неуважительным причинам не приступили 77 учащихся. По каждому факту приняты конкретные меры, – сообщила Ирина Шонтукова.
Своё видение обсуждаемой темы также озвучили начальник отдела дополнительного образования, воспитания и социализации департамента образования администрации г.о. Нальчик Светлана Тхагапсоева, заместитель директора по воспитательной работе нальчикской средней школы №9 Инна Коскина, региональный координатор регионального отделения общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», специалист по работе с молодёжью Российского детско-юношеского центра Залина Кулимова.
Обменявшись мнениями, участники «круглого стола» выработали ряд рекомендаций. В частности, речь шла о необходимости проведения межведомственных мероприятий, направленных на профилактику асоциального поведения в подростковой и молодёжной среде. Министерству просвещения, науки и по делам молодёжи КБР рекомендовано практиковать проведение семинаров для педагогических работников по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних обучающихся и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в школьных коллективах с участием педагогов-психологов и социальных педагогов. Кроме того, в целях минимизации в КБР количества молодых людей, не занятых учёбой или работой, необходимо ежегодно проводить комплекс мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию учащихся образовательных организаций.

Фото Артура Елканова

Люба БАТЫРОВА, пресс-служба Парламента КБР.
Поделиться: