«Снежный человек» (алмасты) на Кавказе. Документальные свидетельства»

Так называется новая книга Виктора Котлярова, только что вышедшая в нальчикском издательстве М. и В. Котляровых. Само название раскрывает её содержание.
Сегодня «снежный человек», или алмасты, как его называют в Кабардино-Балкарии, воспринимается как фольклорный персонаж. И восприятие это базируется прежде всего на том, что уже долгие годы все его ищут, а найти не могут. Так считают прежде всего молодые люди, предпочитающие виртуальную реальность рассказам бабушек и дедушек, ещё помнящих, каким реальным персонажем был в сельской повседневности Кабарды и Балкарии лесной человек. Свидетельств только в этой книге собраны десятки. Документальные опросы, сделанные участниками многочисленных экспедиций, в частности, знаменитой исследовательницей Жанной Кофман (ей, кстати, 22 июля 2019 года исполнилось 100 лет), более сорока раз приезжавшей в Кабардино-Балкарию с этой целью, убедительно свидетельствуют о достоверности рассказов очевидцев.
Помимо отчётов в издание вошли публикации Марии и Виктора Котляровых из их книг «Таинственная Кабардино-Балкария», «Неизвестная Кабардино-Балкария», «Мистическая Кабардино-Балкария», рассказывающие о встречах с алмасты в наше время и базирующиеся на конкретных фактах, поведанных конкретными людьми.
В приложении к книге публикуется так и оставшаяся в рукописи документальная повесть Леонида Замятнина «В поисках «снежного человека», материалы для которой автор – известный альпинист и писатель, влюбленный в Приэльбрусье, собирал на протяжении десятилетий. Особый интерес в работе представляют рассказы о встречах с давом (как называют «снежного человека» сваны) известного альпиниста Иосифа Кахиани и его отца.
В новой книге авторы не ставят целью доказать, что гоминоиды ещё не так давно обитали (а возможно, и сейчас где-то скрываются) на Кавказе и, в частности, в Кабардино-Балкарии. Для них это аксиома, не требующая доказательств. Они лишь стремятся привести весь объём информации, накопленной за время наблюдений и имеющейся в издательском портфеле. А верить или не верить им – дело читателя.

Аслан КАРАБАШЕВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

24.12.2024 - 11:55

Зимняя сказка

В Москве прошла выставка-ярмарка народных художественных промыслов «Ладья. Зимняя сказка-2024». Это главное событие в мире народного искусства, которое способствует взаимообогащению культур и укреплению дружеских связей между народами России. Организатором выступила ассоциация «Народные художественные промыслы России» при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Торгово-Промышленной палаты России.

23.12.2024 - 14:55

«В жутких розочках»

Летом 2022 года в Нальчике прошёл международный кинофестиваль «Кабардино-Балкария - 100». В числе его почётных гостей была народная артистка России Светлана Немоляева. Она представляла дебютный фильм своей внучки Полины Лазаревой, в котором сыграла главную роль.

22.12.2024 - 19:36

Новые грани и возможности искусства

Свежий взгляд на театр, не разрушающий его сути, полная отдача на сцене и смелые эксперименты – актёры нынешнего поколения не боятся искать новые подходы к роли и необычные способы воплощения персонажа. Они оперируют своими эмоциями, живыми и искренними, и способны убедить зрителя в правдивости собственных переживаний на сцене.

19.12.2024 - 13:32

Брейнрот полный и окончательный

На днях по сети заплясал список самых модных слов года, пробудивший к жизни старый как мир спор между современными «западниками» и «славянофилами» и укрепивший меня в столь же старой мысли о том, что гуманитарные знания ещё сильнее потеснены с занимаемых позиций на пути к бесславной кончине. Впрочем, так ли всё безнадёжно?

19.12.2024 - 13:31

«Гимн красоте» звучит в столице России

В Белом зале Российской академии художеств в Москве чествовали заслуженного художника Российской Федерации, народного художника Кабардино-Балкарии Мухадина Исмаиловича Кишева, там же была открыта юбилейная выставка «Гимн красоте», приуроченная к 85-летию автора. В экспозиции представлено более тридцати работ мастера, созданные им не только в традиционных техниках, но и в новейших формах цифрового искусства.