Когда дефект можно устранить

Людмила З. обратилась с иском к импортёру о взыскании стоимости сотового телефона, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, а также расходов на оплату услуг эксперта и представителя, поскольку телефон перестал работать в течение установленного срока службы.
Было установлено, что в сотовом телефоне имеется производственный дефект – вышла из строя системная плата. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сослался на то, что поломка устранима, однако Людмила в нарушение закона о защите прав потребителей не требовала безвозмездно устранить существенный недостаток товара, что исключает возможность удовлетворения иска о возврате денег. Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и частично удовлетворил исковые требования, исходя из того, что в соответствии с политикой компании-изготовителя замена системной платы не производится, а делается полная замена устройства, что не является ремонтом. Следовательно, выявленный недостаток является существенным и неустранимым, а потому Людмила З. вправе предъявить импортёру требование о возврате уплаченной денежной суммы. 
Вышестоящая кассационная судебная инстанция признала апелляционное определение вынесенным с нарушением норм материального права и направила дело на новое рассмотрение. Закон о защите прав потребителей устанавливает специальное правовое регулирование в случае существенных недостатков товара за пределами гарантийного срока, но в течение установленного срока товара. В этом случае потребитель имеет право требовать безвозмездного устранения существенных недостатков. 
Право обратиться к изготовителю с требованием о возврате денег у потребителя есть после того, как в течение 20 дней не будет удовлетворено требование о безвозмездном устранении недостатков либо будет установлен факт того, что обнаруженный недостаток является неустранимым. При этом п. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей не содержит каких-либо предписаний, каким образом должен быть устранён выявленный недостаток – путём использования запасных частей либо путём замены товара аналогичным. 
Кроме того, неустранимый недостаток не является синонимом существенного недостатка товара. Право на возврат уплаченной суммы предоставлено потребителю, если в товаре имеется не только существенный, но и неустранимый недостаток. В заключении эксперта имеющийся недостаток квалифицирован как устранимый. Кроме того, праву потребителя требовать вернуть деньги предшествует его обязанность возвратить товар импортёру. 
Невыполнение этой обязанности потребителем исключает возможность удовлетворения его требования о возврате уплаченной за товар суммы. На новом слушании данного дела в исковых требованиях Людмиле З. было отказано.
 

 

Зинаида МАЛЬБАХОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

24.05.2024 - 16:27

Полиция сообщает

Сотрудники управления МВД России «Нальчик» в очередной раз провели разъяснительную беседу с гостями и жителями курортной зоны города. 

23.05.2024 - 15:17

Единственное жильё

Можно ли в счёт долга забрать единственное жильё?

23.05.2024 - 14:17

Полиция сообщает

Выясняют обстоятельства ДТП 22 мая в 5 утра в Чегеме произошло дорожно-транспортное происшествие с участием грузового автомобиля ГАЗель и легкового автомобиля «Лада Приора».

23.05.2024 - 14:15

Прокуратура сообщает

Не платил алименты Старший помощник прокурора города Баксана Мухтар Малкандуев поддержал государственное обвинение по уголовному делу П. Общая сумма его долга по алиментным платежам превысила 880 тысяч рублей. Суд, согласившись с позицией государственного обвинителя, назначил П. наказание в виде 6 месяцев исправительных работ с удержанием 5% из заработной платы в доход государства.

22.05.2024 - 15:38

Пенсионные недочёты

В системе начисления пенсий постоянно происходят разнообразные изменения, проследить за которыми бывает физически невозможно. Как могут искажать данные пенсионеров при начислении пенсий и как избежать негативных последствий?