Из столицы – в станицу

Обычно бывает наоборот, но история станицы Екатериноградской именно тот редкий случай. В этом году она празднует юбилей, и мы не могли пройти мимо такого события. 
История Екатериноградской достаточно любопытна. Во второй половине восемнадцатого века на Кавказе началось строительство крепостей и редутов, растянувшихся от Моздока до Азовского моря. Эта система военных укреплений получила название «Кавказская линия».
Крепость, названная в честь Екатерины II, была заложена солдатами Кабардинского егерского батальона на месте редута «Бештамак». Незадолго до этого здесь произошло сражение с турецко-крымским войском. По свидетельству историков и краеведов, крепость была относительно небольшой – каждая из пяти её сторон составляла от 170 до 255 метров.
Вскоре рядом с крепостью началось строительство станицы. Сюда по указу императрицы были сосланы волжские казаки, принимавшие участие в Пугачёвском бунте. В течение нескольких лет с Волги прибывали казачьи семьи. Со временем население станицы насчитывало около девятисот жителей, включая стариков и малолетних детей. Первым станичным атаманом стал волжский казак майор Василий Лучкин, получивший впоследствии звание полковника.  
19 сентября 1783 года судьба Екатериноградской круто изменилась. Приказом генерал-поручика Павла Сергеевича Потёмкина, назначенного наместником на Северный Кавказ, станица получила городской статус. Спустя два года Екатериноград стал губернским городом и столицей Кавказского наместничества.
В 1783 году в честь побед русской армии над турками и крымчаками и в память открытия Военно-Грузинской дороги генерал Потёмкин приказал установить в Екатеринограде Триумфальную арку, которая сохранилась до сих пор.
Губернским городом Екатериноград пробыл недолго – чуть больше четырёх лет. После отъезда генерала Потёмкина вышел указ Екатерины II о перенесении правления Кавказского края в Астрахань. Таким образом Екатериноград перешёл в разряд уездных городов.
В 1802 году новым центром Кавказской губернии стал Георгиевск, а Екатериноград попал в список заштатных городов. В таком статусе он оставался около двадцати лет, после чего снова превратился в станицу.
До середины девятнадцатого века с Екатериноградской начиналась Военно-Грузинская дорога, о чём свидетельствовала надпись на Триумфальной арке. 
В конце 1825 года здесь около двух месяцев прожил Александр Грибоедов. В станице гостили декабристы Якубович и Бестужев, писатели Пушкин и Лев Толстой, известный русский хирург Пирогов и учёный Бэр, исследовавший Каспийское море.
В 1837 году на Кавказ был сослан поручик Михаил Лермонтов. В Тифлис он ехал вместе с декабристом Александром Одоевским, и друзья остановились в Екатериноградской на несколько дней.
В том же году по дороге в Грузию станицу посетил сам государь император. Николай I обладал феноменальной памятью и не забыл про деньги, пожертвованные его бабкой на строительство кафедрального собора. 24 ноября 1786 года состоялась его торжественная закладка с установлением мемориальной доски, призванной увековечить «благодеяние Великия Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны». Церковь предполагалось освятить в честь её небесной покровительницы святой Екатерины, однако к строительству храма так и не приступили. В 1790 году город Екатериноград был упразднён, административные учреждения переведены в Астрахань, а на месте губернского центра остались только крепость и станица.
Увидев вместо белокаменного собора простую деревянную церковь, царь был немало озадачен. По его распоряжению сорок тысяч рублей, выделенных Екатериной, нашлись в Астраханской духовной консистории и были направлены в Екатериноградскую. Таким образом, в станице появился пятиглавый собор Евфимия Солунского – один из старейших православных храмов нашей республики. В этом году ему исполнилось 173 года. 19 октября 1940 года храм был закрыт, «с ликвидацией культового имущества» и разрешением «исполнительному комитету Екатериноградского станичного совета разобрать здание церкви с обращением строительных материалов, полученных от разборки здания, на постройку школы». Станичники этим разрешением не воспользовались и приспособили собор под зернохранилище.
В 1991 году храм был возвращён верующим, и в нём снова начались богослужения. 
К 1864 году в станице проживали 2260 жителей, а к началу двадцатого века население увеличилось почти вдвое. В Екатериноградской располагались дисциплинарный батальон, полковая школа, военный госпиталь. Еженедельно устаивались базары, а два раза в год проводились ярмарки. 
После установления советской власти станица была переименована в Красноградскую, но со временем ей вернули первоначальное название. 
Сейчас Екатериноградская живёт тихой провинциальной жизнью, но знаменитые гости сюда время от времени всё-таки приезжают. 6 октября 2001 года, например, станицу посетили Президент России Владимир Путин и Президент КБР Валерий Коков. Здесь гостили бывший премьер-министр и Президент РФ Дмитрий Медведев, профессор Красноярского госуниверситета культуры Герман Паштов и сын легендарного адмирала – капитан 1-го ранга М.А. Головко.
 

 

Эдуард БИТИРОВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

27.11.2024 - 20:39

ЦУР КБР проведёт прямой эфир с главой местной администрации Черекского района Аланом Кульбаевым

Центр управления регионом КБР продолжает рубрику «Актуальные вопросы», в рамках которой руководители ведомств и главы местных администраций муниципальных районов Кабардино-Балкарии отвечают на актуальные вопросы жителей республики.

27.11.2024 - 19:59

Совет местного самоуправления г.о. Баксан подвёл итоги деятельности по социально-экономическому развитию

Патриотическое воспитание Семьям, которые временно остаются без мужского плеча, где есть погибшие защитники Отечества, исполнительная власть оказывает всемерную помощь.

27.11.2024 - 16:33

В родном доме и микроорганизмы помогают

Учёные центра декарбонизации АПК и региональной экономики КБГУ работают над важным инновационным проектом, в рамках которого намерены получить удобрение нового поколения на основе микроорганизмов, обитающих исключительно в чернозёмах нашей республики.  

27.11.2024 - 16:31

Общественники проинспектировали дорожные объекты

Взаимодействие с населением - неотъемлемая часть реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». В Кабардино-Балкарской Республике общественные организации активно участвуют в обсуждении и мониторинге выполнения проекта, что позволяет эффективно учитывать нужды и пожелания жителей региона.

27.11.2024 - 16:28

Продолжается ремонт детского сада в Кременчуг-Константиновском

В селе капитально ремонтируют единственный детский сад. Работы начаты благодаря региональному проекту по модернизации системы дошкольного образования.