Первая светская школа в крепости Нальчик была открыта в 1820 году. Из её стен вышло немало образованных людей, которые пользовались большим уважением и принесли ощутимую пользу своей малой родине. Позже, в 1851 году, в Нальчике открылась школа военных воспитанников, ребята изучали русский, арабский, турецкий языки, арифметику, алгебру, геометрию, историю, рисование и закон божий.
Открывались и другие учебные заведения, в том числе горские школы, для которых действовал особый устав. Во второй половине XIX в., с окончанием Кавказской войны, Северный Кавказ постепенно начал втягиваться в общероссийскую политическую, экономическую и культурную систему Российской империи. Был образован Кавказский учебный округ. Постепенно здесь стала строиться новая система народного образования, правительство начало выделять специальные средства. На Северный Кавказ стали направлять педагогов из столицы.
Получали образование не только мальчики, но и девочки. Так, в отчёте о состоянии начальных училищ Терской дирекции за 1884 год было указано одиннадцать женских начальных училищ с 542 ученицами. В 72 начальных училищах для детей обоего пола обучались 848 девочек (тем временем мальчиков было 3509). Согласно отчёту начальника Терской области в 1896 году женских учебных заведений в Терской области насчитывалось двенадцать, два из них средние и десять так называемые низшие. Мужских низших было 235, ремесленных училищ – двенадцать, средних – четыре. При Свято-Троицком женском монастыре Терской области в первые два года существования обители на средства устроительницы монастыря Екатерины Алексеевны Хомяковой была открыта школа-приют для сирот женского пола. Кроме основных общеобразовательных и церковных дисциплин сорока воспитанницам в этой школе преподавали ремёсла, преимущественно вязание чулок на вязальных машинах, бесплатно переданных общине Министерством торговли и промышленности. К 1915 году приют вырос с 40 до 150 воспитанниц. Женские начальные школы при монастырях имели огромное значение, поскольку они не только давали знания по основным предметам школьного курса, но и обучали ремеслу, что в тех исторических условиях было необходимо.
Безусловно, была подготовлена и группа учителей из числа местной интеллигенции, которая старалась по-новому организовать народное просвещение в Кабарде и Балкарии. В немалом списке этих деятелей значатся Т. Кашежев, З. Керефов, К. Кудашев, И. Кармов. Судьба последнего весьма неоднозначна и интересна.
Исхак Кармов родился в 1849 году в селении Атажукино-3. Окончил Ставропольскую гимназию, потом некоторое время прослужил в конвое императора. В 1882 году он становится помощником учителя подготовительного класса в Нальчикской городской школе. Вскоре его повысили в должности, и он уже сам учил местную детвору арифметике и азам рисования, входил в состав педсовета школы.
– Очень непростым был путь этого преподавателя, как, впрочем, и его общественная деятельность, – рассказывает начальник отдела геральдики народов Кавказа культурно-образовательного центра «Эрмитаж-Кавказ» при КБГУ Руслан Кармов. – В 1897 году в Нальчике без санкции начальника Нальчикского округа прошёл третий съезд доверенных. Кроме прочего на съезде обсуждался вопрос об Атажукинском саде. Не придя к согласию с мнением администрации Нальчикского округа, было решено продолжить съезд с участием «заслуженных людей и почётных лиц» генерал-лейтенанта Т.А. Шипшгева, генерал-майоров Т.А. Алтудокова, Ж.У. Жамбекова и учителя Нальчикской горской школы И.М. Кармова. Администрация Терской области провела следствие по поводу несанкционированного съезда. Было установлено, что «приговор был составлен и написан учителем Нальчикской окружной школы Исхаком Кармовым или же отчасти двумя учениками названной школы Тхашугоевым и Докшукиным под руководством г. Кармова». Из-за этого скандала Терская администрация решила уволить Исхака Кармова из школы. Но директор народных училищ Терской области Грушевский и смотритель горской школы А. Каракишишев выступили в защиту учителя. В 1897 году Грушевский писал: «По моему мнению, Кармов как член кабардинского народа и собственник имеет право участвовать в обсуждении представителями кабардинского народа хозяйственных вопросов, тем более что он был приглашён участвовать».
Но имя учителя продолжало фигурировать в документах того времени. В 1905 году ученики Нальчикской окружной школы во главе с Исхаком Кармовым принимали участие в революционных событиях. Вскоре было предписано «учителя Нальчикской горской школы Исхака Кармова устранить из школы без предоставления пенсии вследствие его революционной деятельности и установить за ним негласный контроль». Попечитель Кавказского учебного округа М.Р. Заводовский даже требовал предать Кармова суду. Не желая мириться с такой незавидной участью, в марте 1906 года Исхак Кармов писал ему: «Если ваше превосходительство найдёт невозможным продолжить мою службу, то прошу во имя справедливости, во имя 26-летней безупречной службы в одной из Нальчикских школ, где похоронил молодость, силу и здоровье, во имя абсолютной человечности и совершенно расстроенного здоровья уволить от службы с пенсией».
Кармову повезло: вскоре Заводовского заменил Л. Лапотинский, он пошёл навстречу учителю, и благодаря ему тот ушёл в отставку с пенсией. С работой в системе образования было покончено, но Исхак Кармов не мог оставаться в стороне от событий, происходящих на родине, активно участвуя во многих знаковых мероприятиях того времени. В 1908 году ему, на тот момент члену комиссии по рудным делам, «было выдано 61 рубль 18 копеек на поездку для определения районов под разработку алебастры и огнеупорной глины». Он участвовал в закладке в Нальчике реального училища, был членом правления и одновременно секретарём казначейства Общества распространения образования среди кабардинцев и горцев Нальчикского округа, где подписывал документы за председателя, членом комиссии по распределению пособий и стипендий. В 1916 году отставного надворного советника Исхака Махмудовича Кармова назначают председателем Нальчикского общественного собрания, одновременно он становится членом Общества взаимного кредита.
Заслуги учителя перед народом были оценены в 1914 году на съезде доверенных Кабарды и Балкарии. Тогда в приговоре депутаты записали, что Исхак свои лучшие годы отдал народу, и почти все грамотные кабардинцы и балкарцы являются его учениками. Министерство просвещения России, учитывая многолетнюю плодотворную работу по распространению образования среди кабардинцев и балкарцев, наградило И. Кармова орденом св. Анны третьей степени, Исхаку Кармову была назначена пожизненная пенсия из кабардинского общественного капитала. В Архивной службе КБР хранится документ о назначении бывшему учителю Нальчикской горской школы И. Кармову пожизненного пособия за многолетнюю беспрерывную службу в должности учителя. Документ датирован 1915 годом.
В 1917 году проходил первый съезд горского народа, на котором в числе делегатов значился и бывший учитель Кармов. После февральской революции в Нальчике был создан орган Временного правительства – Нальчикский окружной гражданский исполнительный комитет, членом которого был Исхак Кармов. И это последние сведения об учителе и общественном деятеле И.М. Кармове. В период установления советской власти он уехал за границу, где его следы затерялись.