Зимние праздники адыгов. Ночь Созереша

Пожалуй, шапсуги более других адыгов сохранили архаичные традиции предков. Живущие на черноморском побережье Кавказа с большим трепетом сохраняют, передают от старших детям и внукам легенды, истории и свойственное адыгам мировоззрение. О том, как проходит один из самых значимых праздников года, рассказывает старший научный сотрудник Музея истории города-курорта Сочи Амнета Хушт:
– В экспозиции этнографического музея в посёлке Лазаревское, который является отделом Музея истории города-курорта Сочи, есть очень интересная реконструкция, которая называется «Созерешева ветка». Это небольшая ветка, очищенная от коры, с семью веточками, на которых установлены восковые свечи. Ветка является символом божества Созереша и связана с древними поверьями адыгов, магией и идеей благополучия. Главный зимний праздник адыгов был связан с богом плодородия, божеством-покровителем хлебопашцев, семейного очага, изобилия и благополучия Созерешем.
Знаменитый этнограф Л.Я. Люлье в одном из своих исследований писал: «Пришествия (Созереша) ожидают и празднуют ежегодно в декабре, в одно время с нашим праздником Рождества Христова». Путешественники в XIX веке отмечали, что существовало поверье, будто Созереш «отправился пешком по морю и точно так же возвратится» в указанное время.
Празднование Созереша приходилось в ночь с 21 на 22 декабря – это была Созерешева ночь, связанная с дыгъэгъаз – днём зимнего солнцестояния. Дыгъэгъаз дословно переводится как «поворот солнца», так же назывался и месяц декабрь на адыгском языке. Целью обрядов, проводившихся в Созерешеву ночь, было подведение итогов уходящего года, принятие всего, что было, как веление верховного бога Тха и благодарение за уходящий год. Всё это произносилось в форме молитвенного текста. Обращение к верховному богу шло через хтоническое божество Созереша. Он выступал как заступник людей перед Тха – главной силой природы. В шапсугской транскрипции Созереш произносится как ШIузэрэхъ и переводится буквально «Добро разносящий».
Символом Созереша была ветка, вырубленная из боярышника, реже груши-дички, очищенная от коры. На ней оставляли семь сучков приблизительно одинакового размера. Надо сказать, что найти такую ветку и вырубить было не так просто. Следуя магическим представлениям шапсугов, обильно плодоносящие деревья всегда призывали плодородие и изобилие. Такие деревья являются символами благопожеланий. Число семь также является у адыгов сакральным, имеющим магическое свойство. Оно символизирует Мировой порядок и складывается из тройки – вертикальной структуры мира – и четвёрки – горизонтальной. На сучках устанавливали соответственно семь свечей из навощённой ткани. На конец ветки насаживали круглую головку «красного» копчёного адыгейского сыра. Кроме этого, веточку украшали сладостями, пирожками с адыгейским сыром и цветными ленточками.
Ветка Созереша вырубалась для каждой семьи отдельно, а одну ветку вырубали для общественного молебна и праздника. Главными действующими лицами праздника были: молодая женщина, преимущественно из недавно вышедших замуж в селении, или девушка на выданье, старик-жрец, который произносил главную молитву-обращение к Созерешу, и старшая женщина в семье – жрица, которая руководила уже семейным праздником. Накануне праздника молодая женщина зажигала свечи на общественной ветке, при этом она всё время была повёрнута лицом на восток: это был ключевой момент. Свечи, которые были установлены на основной ветке Созереша, зажигали свечами с прошлогоднего праздника – ветку специально сохраняли до следующего года. Старик-жрец произносил главную молитву, в которой были сформулированы благодарение и прошение от лица общества. После завершения молитвы жрец вкушал напиток и хлеб, угощались и присутствующие.
На рассвете следующего дня все расходились по домам, унося с собой зажжённые свечи от «большой» ветки. Их зажигал жрец и раздавал всем желающим, чтобы люди могли зажечь «маленькие» ветки в каждом доме. Это действо обещало, что новый год станет счастливым и урожайным. Начинались семейные торжества, где молитву произносила жрица – старшая женщина в семье. Празднество сопровождалось игрищами всю ночь и вкушением ритуальных блюд. Из приготовленных блюд часть уносилась в гостевой дом. Это означало, что семья ждёт своего гостя – Созереша. Если в эту ночь являлся гость или в доме останавливался путник, то это считалось хорошим предзнаменованием.
После праздника ветку Созереша уносили в амбар, где, по древним поверьям, все запасы семьи находились под его покровительством.
Празднование Нового года у адыгов, как и у всех древних земледельцев, было связано с народным календарём. Он связан с культом Солнца и был аграрным, основывался на эмпирических знаниях народа, которые складывались веками и «укрывались» глубоким мифологическим смыслом. Все астрономические события, связанные с Солнцем, сопровождались представлениями о магических действах, общественными молебнами Тхъалекъ, празднованиями и жертвоприношениями.

Подготовила Ольга КЕРТИЕВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

24.05.2024 - 19:51

В подарок – произведения русских классиков

Министерством по делам национальностей и общественным проектам КБР при содействии Государственной национальной библиотеки КБР имени Т.К. Мальбахова проведено просветительское мероприятие, посвящённое Дню славянской письменности и культуры.

24.05.2024 - 13:43

Женщина с бас-гитарой

Июль 1988 года. Нальчик. Стадион «Спартак». На трибунах многолюдно: в столице Кабардино-Балкарии выступает настоящая американская рок-звезда.  

23.05.2024 - 13:41

Абдул-Муслим, дед Муслима

28 июля 1937 года в Нальчике скончался дед Муслима Магомаева. Он приехал в Кабардино-Балкарию лечиться от туберкулёза, но болезнь оказалась сильнее…

22.05.2024 - 14:15

Кабардинский композитор, донской казак

80 лет назад, в мае 1944 года ушёл из жизни советский композитор, основоположник профессиональной музыки в Кабардино-Балкарии, фольклорист, литературно-музыкальный критик, учёный-акустик и в целом – очень неординарная личность Арсений Михайлович Авраамов.

22.05.2024 - 14:14

Образованный, умный и мужественный горец

В этом году исполняется 125 лет с того времени, как ушёл из жизни кабардинский просветитель и педагог, переводчик, фольклорист, один из представителей плеяды прогрессивных общественных деятелей второй половины девятнадцатого века Кази Атажукин. Он заложил основы адыгской фольклористики и вошёл в историю как организатор учебного дела на Северном Кавказе, автор одного из первых адыгских алфавитов. Кроме того его перу принадлежат первые публикации нартского эпоса на кабардинском языке.