Новые истории, новая мудрость, новая красота

Всемирный день писателя, который отмечается 3 марта, посвящён мастерам пера и призван отдать должное таланту авторов литературных произведений. На протяжении веков писатели и поэты стремились найти ответы на актуальные вопросы своего времени, отражая в своих произведениях особенности исторического периода, в котором они жили.

Литераторы всегда восприимчивы к своей эпохе. Они чувствуют пульс общества и пытаются передать его в своих произведениях, вызвать у читателей рефлексию и пробудить желание задуматься над смыслом и ценностями жизни. Рождение новой книги – особое событие, окутанное вуалью загадочности, в то время как для внешнего мира это могут быть просто переплетённые страницы. Писатель сплетает нити сюжета, выстраивает драматическую динамику, балансирует между внутренними конфликтами героев и общей направленностью произведения. И над этим процессом всегда витает дух тайны. Каждый автор обладает своими собственными методами работы, своим внутренним ритмом и индивидуальным подходом к процессу создания. Об этом и о многом другом мы сегодня поговорим с нашими гостями – писателями Людмилой Шауцуковой и Амиром Макоевым.

ЛИТЕРАТУРА БУДЕТ ЖИТЬ ВСЕГДА

Не так давно увидела свет книга Людмилы Шауцуковой «Черкесские этюды», куда вошли роман «Черкесская рапсодия» и рассказы. Книга стала новым словом в литературе нашей республики. Профессор СКГИИ, заслуженный работник образования КБР, автор более ста научных публикаций Людмила Хажсетовна известна и как публицист, пишущий на самые актуальные проблемы. Её произведения – о непростых судьбах современных женщин.
Кому и зачем сегодня нужна литература в своём высшем воплощении, имея в виду её художественную оптику? Вопрос весьма актуален в наш прагматичный век, когда круг читателей с каждым годом, подобно шагреневой коже, всё меньше и меньше. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в библиотеки, книжные магазины, и, надо полагать, завсегдатаи различных социальных сетей вряд ли заходят в интернет, чтобы ознакомиться с литературными новинками. Да и качество этих новинок не всегда соответствует нашим ожиданиям, и даже вещи весьма посредственные оказываются на вершине официально разрекламированной литературной пирамиды. 
– Такие примеры хорошо известны, – считает Людмила Хажсетовна. – Между тем нам также хорошо известно, что человека, не очень хорошо знающего мировой балет и не знакомого с именами великих архитекторов, охотно за это прощают в отличие от тех, кто не прочитал шедевры мировой беллетристики. Так что скороспелые выводы о смерти литературы весьма преждевременны. Да, экранная культура в последние тридцать-пятьдесят лет заслонила и даже где-то победила книжную, но заменить её не смогла, и это тоже факт. Как бы ни были популярны формы визуально-звуковой передачи информации – кино, телевидение, интернет – литература останется живой. Ведь только посредством текста можно отобразить такую информацию, которую никакая цифровая графика не передаст, ведь она подобна живому организму, её развитие нельзя предсказать. Буквально на наших глазах модернизм сменился постмодернизмом, постмодернизм – постпостмодернизмом, а литературный текст по-прежнему есть. Никуда не денется то, о чём говорил Пушкин: «Духовной жаждою томим», когда образ томит его носителя и воплощается в поиск глубокого смысла и стремление к пониманию человеческого опыта, что воспринимается, переживается и оценивается читательской аудиторией. Сказанное пережито лично. Перед публикацией романа «Черкесская рапсодия» и рассказов я очень сомневалась в целесообразности издания, могло случиться, что мои книги пополнят гору печатной макулатуры. Но первые два тиража разошлись мгновенно, сейчас вышла новая книга, которая так же востребована, меня приглашали и продолжают приглашать на встречи с читателями в учебные заведения, библиотеки и иные организации и общества для того, чтобы обсудить моих героев, их судьбу и внутренние мотивы поступков. Это всегда диалоги внимательных, заинтересованных, глубоко понимающих читателей, и я с большой радостью убеждаюсь в том, что в нашей республике литературу любят, ценят, возлагают на неё большие надежды. 
Людмила Шауцукова пишет о судьбе современницы, чья жизнь пришлась на время глобальных перемен. Её героиня пытается, с одной стороны, сохранить в личных смыслах достижения традиционной культуры, с другой понимает, что мир изменился, и закрыться в «национальной квартире» нет ни возможности, ни необходимости. Как оказалось, такая проза давно была востребована и временем, и читателем, поскольку литературная рефлексия не может иметь замены, именно этим объясняется внимание к произведениям автора.
– К слову, я вижу по своим студентам, как наша молодёжь готова к понятийному и образному мышлению, читая тексты классиков, – говорит Л. Шауцукова. – На последнем занятии мы анализировали содержание «Уладского цикла». Вы не представляете, как горели глаза ребят, которые сопереживали его героям, как они мечтали о примирении Кухулина и Фердиада, двух друзей, оказавшихся по разные стороны кровавой схватки. Кстати, многие наши ребята сами пишут прозу и стихи, имеют публикации в литературно-художественных журналах. Нет никаких сомнений, что литература будет жить всегда. Она, как ничто другое, способна отражать нашу изменчивую, бесконечно разнообразную в своих проявлениях и нюансах душу, это окно в мир мечты и фантазии, она меняет и расширяет наше мировоззрение, она – путешествие в неизведанные миры, где каждая страница открывает новые горизонты для ума и души.

ПИСАТЕЛЬ ДОЛЖЕН НАЙТИ  СВОЕГО ЧИТАТЕЛЯ

Современная литература, со своими разноплановыми и волнующими сюжетами, занимает особое место в нашем обществе. Она дарит нам возможность утонуть в мире фантазии и воображения, отдавая нашему разуму свободу творчества. Однако вместе с этим существует и другая сторона медали – проблемы, с которыми сталкиваются современные авторы. Со временем меняются не только вкусы и предпочтения читателей, но и сама литература должна быть готова подстроиться под новые реалии. Многие традиционные жанры и концепции уступают место новым, инновационным формам, что требует от писателей постоянного развития и исследования новых направлений. Литература всегда была местом, где обсуждались сложные вопросы и вызывались дебаты, в наши дни это становится всё более актуальным. Писателям приходится балансировать между искусством и ответственностью перед обществом, что может быть нелёгким испытанием. 


– Проблемы нашей литературы на сегодняшний день настолько очевидны, что их можно сразу же изложить по пунктам, – считает член Союза писателей России Амир Макоев. – Думаю, у всех творческих организаций нашей республики проблемы схожие – всё меньше и меньше контактов с потенциальными потребителями результатов нашего труда. Нельзя сказать, что в этом виновен кто-то конкретно, мы все понимаем, какие сложные процессы происходят в стране и мире, но какие-то проблемы можно и нужно решать на местах, самим. В последние годы писатель может издать книгу только за свой счёт или при поддержке благотворителя. Но, даже издав книгу, ему бывает затруднительно выйти к читателю. Ведь сами по себе книги не выйдут на читателя, нужны читательские конференции, другие подобные мероприятия. Не знаю, как у моих коллег, но лично мною как писателем не заинтересовалось ни одно культурное учреждение, хотя у меня более пятидесяти публикаций не только в литературных журналах республики, но и во многих регионах страны. Полагаю, они даже не подозревают о моём существовании. Я не упомянул о двух встречах с читателями, которые всё-таки состоялись. Не сделал этого потому, что они были организованы по инициативе моих друзей. Один раз это произошло в Баксанском районе, другой – в университете. Низкий поклон профессору Зухре Кучуковой, устроившей мне незабываемую на всю мою жизнь встречу со студентами. Кстати, об университете. Думаю, это большое упущение, что для будущих учителей и специалистов по литературе не существует практики встреч с местными писателями. Считаю, такое отношение к своим писателям решительно не патриотическим. 
Амир Макоев – автор трёх книг – «В ожидании смысла», «Возвращённое небо», «Буйволиная тропа». По мнению критиков, ему удалось соединить в своём творчестве достижения западной литературы с адыгским, северокавказским, общекавказским этико-эстетическим мышлением и интегрировать национального читателя в новое многоуровневое художественно-рефлективное пространство.
– Писателю, особенно ещё не известному, очень трудно найти своего читателя, – говорит Амир Леонидович. – Без поддержки районных департаментов культуры, библиотек и активистов на местах у него практически нет шансов заявить о себе. Необходимо восстановить практику выезда групп писателей во все районы, как это успешно делалось в советские времена. Очень важна работа с молодёжью – уверен, что работа не только творческих союзов, но и вся наша жизнедеятельность, не ориентированная на подрастающее поколение, обречена на угасание. Больше внимания, считаю, должно уделяться писателям и поэтам, пишущим на родном языке. Без оказания им особого рода поддержки скоро мы потеряем не только одарённых людей, но даже обычных специалистов, которые смогли бы работать в газетах и журналах, выходящих на родных языках. О двух таких удивительных поэтах я узнал сравнительно недавно: это Асият Кармова и Радима Нагоева. А удивило меня в них то, что они владеют таким кабардинским языком, которого я не знаю, хотя родился и вырос, повторяю, в родной среде. Я хочу сказать, что такому, как у них, языку невозможно научиться в обычной языковой среде. Такое ощущение, что им неким чудным образом оказался доступен забытый нами древний код родного языка. Такое же удивление у меня вызвал единственный сборник стихов Джабраила Хаупы, неожиданно выступившего как поэт. Я уж не говорю о давно признанном мастере Хабасе Бештокове и других писателях старшего поколения…
На современных литераторах лежит большая ответственность – они должны быть мастерами слова, постигать тонкости языка и уметь объединять сюжет и стиль, быть готовыми к тому, что их работа подвергнется критике. И при этом они должны найти в себе вдохновение и силы продолжать создавать удивительные произведения и поражать нас своим искусством, открывая  новые истории, новую мудрость и новую красоту.

 

Анна АСАНОВА. Фото Артура Вологирова

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

26.12.2024 - 14:40

Нестандартная «Снежная королева»

Перед Новым годом воспитанный Камин рассказывает волшебную сказку, помогая ему, Огонь и Ветер дуэтом читают, Белый Олень поёт с кавказским акцентом, а Маленькая Разбойница гоняет на байке.

24.12.2024 - 11:55

Зимняя сказка

В Москве прошла выставка-ярмарка народных художественных промыслов «Ладья. Зимняя сказка-2024». Это главное событие в мире народного искусства, которое способствует взаимообогащению культур и укреплению дружеских связей между народами России. Организатором выступила ассоциация «Народные художественные промыслы России» при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Торгово-Промышленной палаты России.

23.12.2024 - 14:55

«В жутких розочках»

Летом 2022 года в Нальчике прошёл международный кинофестиваль «Кабардино-Балкария - 100». В числе его почётных гостей была народная артистка России Светлана Немоляева. Она представляла дебютный фильм своей внучки Полины Лазаревой, в котором сыграла главную роль.

22.12.2024 - 19:36

Новые грани и возможности искусства

Свежий взгляд на театр, не разрушающий его сути, полная отдача на сцене и смелые эксперименты – актёры нынешнего поколения не боятся искать новые подходы к роли и необычные способы воплощения персонажа. Они оперируют своими эмоциями, живыми и искренними, и способны убедить зрителя в правдивости собственных переживаний на сцене.

19.12.2024 - 13:32

Брейнрот полный и окончательный

На днях по сети заплясал список самых модных слов года, пробудивший к жизни старый как мир спор между современными «западниками» и «славянофилами» и укрепивший меня в столь же старой мысли о том, что гуманитарные знания ещё сильнее потеснены с занимаемых позиций на пути к бесславной кончине. Впрочем, так ли всё безнадёжно?