Беспримерное мужество и героизм

«Город воинской славы» — почётное звание, которое присваивают городам нашей страны, на территории или в окрестностях которых защитники Отечества проявили массовый героизм, мужество и стойкость. 25 марта 2010 года Указом Президента России это звание было присвоено столице Кабардино-Балкарии, а в 2015 году в Нальчике установлена стела «Город воинской славы». Сегодня возле неё состоялся торжественный митинг.
В нём приняли участие глава администрации г.о. Нальчик Таймураз Ахохов, председатель Нальчикской городской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов Мустафа Абдулаев, представители администрации городского округа, совета местного самоуправления, ветеранских и общественных организаций, казаки, юнармейцы и все, для кого важна история родной страны и любимого города.
Как было отмечено во время митинга, почётное звание «Город воинской славы» - это высокая оценка боевых и трудовых заслуг нальчан, это награда павшим героям и напоминание молодому поколению о беспримерном мужестве и героизме советских солдат. В годы Великой Отечественной войны, в период битвы за Кавказ, территория нашей республики стала ареной ожесточённых боёв, а Нальчик – центром мобилизации всех сил и средств, направляемых в помощь фронту. Военное время диктовало свои условия, предприятия и учреждения столицы Кабардино-Балкарии перестроил работу на военный лад. С осени 1941 года жители Нальчика и всей Кабардино-Балкарии активно участвовали в формировании и снаряжении 115-й Кабардино-Балкарской кавалерийской дивизии, которая летом и осенью 1942 года геройски сражалась с немецко-фашистскими захватчиками на Сталинградском направлении. В августе 1942 года фашистские войска прорвались на Северный Кавказ, Нальчик стал прифронтовым городом, и местные жители сооружали доты, земляные и каменные противотанковые баррикады, противотанковые рвы. В Нальчике производили боеприпасы, оборудование для боевой техники, повозки для воинских частей, противотанковые мины, военные железобетонные колпаки для дотов, шёл ремонт боевой техники. И, конечно, жители столицы Кабардино-Балкарии направляли нашим воинам хлеб, мясные продукты, сладости. Уже в октябре 1942 года в Нальчике работали шестнадцать эвакогоспиталей, одновременно в них лечились до тринадцати тысяч больных и раненых бойцов, всего же госпитали приняли порядка шестидесяти тысяч человек, причём значительная часть медицинского персонала состояла из врачей и медсестёр Нальчика. Город выдержал и страшные месяцы оккупации – время террора и насилия, но и это не сломило боевой дух жителей столицы Кабардино-Балкарии, не лишило их веры в то, что фашистский режим падёт и наступит день великой Победы. В январе сорок третьего захватчики ушли из Нальчика, и жители города сделали всё, чтобы возродить его. 
Участники митинга почтили минутой молчания память всех, кто защищал Нальчик, кто восстанавливал его из руин, кто отдал свои жизни для защиты нашей большой Родины и победил фашизм. После чего состоялось торжественное возложение цветов.
Вероника ВАСИНА. Фото автора

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

26.04.2025 - 10:51

Война в судьбе моей семьи. Ирэна Шкежева

На войну ушли четверо сыновей Мгота и Паши Кожаковых. Харун, Хазеша и Хабляхо попали на Украинский фронт.  Хакяша и Хабляхо погибли на Харьковском направлении, в так называемом «огненном котле». Они до сих пор числятся в списке без вести пропавших. 

26.04.2025 - 10:47

Война в судьбе моей семьи. Люаза Умарова

Мой дед по матери Умар Олиевич Гятов родился и жил в селе Каменномостское, на фронт ушёл в конце 1941 года добровольцем, несмотря на бронь – он работал в сельском совете. К сожалению, о его фронтовом пути и месте гибели практически ничего не известно, супруга Анисат получила короткое извещение о том, что Умар пропал без вести.

26.04.2025 - 10:43

Война в судьбе моей семьи. Ольга Накова

Наков Михаил Кербекович, мой дедушка по отцовской линии, не дожил нескольких дней до 35-летия Великой Победы. На его столе так и осталась незаконченная статья «За нами была Москва»  в «Кабардино-Балкарскую правду».

26.04.2025 - 10:39

Война в судьбе моей семьи. Ольга Кертиева

Мой дедушка Яхъя Нагучев для меня  был образцом того, что называют «адыгство». Когда мы приезжали в аул Большой Кичмай, что в Адыгее, он сдержанно гладил меня по голове и отпускал играть с аульской детворой на речку Шахэ.

26.04.2025 - 10:35

Война в судьбе моей семьи. Расул Гуртуев

Мой дед по отцу Султанбек Караевич Гуртуев до войны окончил Коммунистическую академию в городе Ростов-на-Дону, работал в партийных органах, был инструктором Хуламо-Безенгийского райкома партии. Сотрудничал в нашей газете и в балкарской, в архиве есть его заметки.