Московский гость

Художественный фильм «Шарф любимой» вышел на советские экраны в январе 1955 года. Он стал ещё одной картиной, которую снимали на территории нашей республики. 
Её сюжет незамысловат и прост, но фильм получился хорошим: с красивыми горными пейзажами и добрым настроением. Интересно посмотреть на улицы старого Нальчика и на молодых актёров, которых наше поколение помнит уже пожилыми людьми… 
В одном из колхозов Кабарды группа молодёжи во главе с джигитом Эльдаром Абуковым организует конноспортивный клуб. Исмель Шарданов смеётся над научной системой тренировок своего друга Эльдара, и тот вызывает его на соревнование. Победитель должен получить «шарф любимой» — традиционный приз таких состязаний...
В фильме снимались Тамара Кокова, Елена Муратова, Али Тухужев, Азрет Тхазаплижев, Мухамед Тубаев, Варвара Каргинова, Давлетбай Ходжабаев. Роль Эльдара Абукова досталась азербайджанскому актеру Нодару Шашик-оглы. Исмеля Шарданова сыграл наш земляк Хусейн Товкуев, а его отца – столичный артист Николай Волков. 
Бетал Шарданов в его исполнении был великолепен. Волкову и раньше приходилось играть «восточных людей», но образ кавказца он воплотил на экране впервые. Надо сказать, что с этой задачей московский гость справился блестяще. Природная стать, черкеска, каракулевая папаха, кинжал, усы делали его похожим на настоящего кабардинца. 
Большинство из нас запомнили Волкова как старика Хоттабыча, а между тем в его фильмографии более семидесяти работ. Он играл немцев и англичан, арабов и индусов, профессоров, генералов, торговых агентов и докторов… В фильме «Бриллианты для диктатуры пролетариата» Николай Волков был отцом Максима Исаева, в последствии ставшего широко известным Отто фон Штирлицем. 
В кинематограф Волков пришёл достаточно поздно – почти в сорок лет.  Его дебютом в кино стала проходная роль комментатора в картине «Боксёры», вышедшая в прокат в 1941 году. Через несколько лет артист снялся в комедии Якова Протазанова «Насреддин в Бухаре». Сюжет фильма основан на повести Леонида Соловьёва «Возмутитель спокойствия». Легендарный герой восточных сказок Ходжа Насреддин приезжает в Бухару на своём верном ишаке. Как раз в этот день бухарский эмир вершит «справедливый» суд. Приговор  его суров: горшечник Нияз задолжал меняле Джафару 400 таньга и должен вернуть их в течение часа. У старика нет таких денег. Вместе с дочерью Гюльджан он может оказаться в рабстве у жадного и хитрого ростовщика, но тут ему на помощь приходит Насреддин. Он выкупает долг у Джафара, и возмущённый ростовщик жалуется на это эмиру. Тот велит поймать бунтовщика и «возмутителя спокойствия».  Насреддин спасается бегством, но его возлюбленную Гюльджан уводят в гарем правителя Бухары. Чтобы спасти девушку, герой меняется одеждой с заморским звездочётом Гуссейном Гуслия и под его именем проникает во дворец… 
Николай Волков сыграл ученого-звездочёта, сделав эту роль яркой и запоминающейся.  
На самом деле никакой он не Волков. Настоящая фамилия актера - Агуров.  Он родился 10 марта 1902 года в дворянской семье. Отец, Николай Николаевич Агуров до революции служил податным инспектором в казённой палате Курской губернии, помощником по финансовой части наместника на Кавказе, а в годы Первой мировой войны командовал народным ополчением Тифлиса. В 1918 году, после переезда семьи в Баку, Волков получил должность заведующего отделом казначейства при канцелярии Министерства финансов Азербайджанской Демократической Республики. 
Мать артиста, Антонина Павловна Новосельская, была потомственной графиней и принадлежала к древнему дворянскому роду. 
По примеру старшего брата Евгения,  Николай учился в Эриванской мужской гимназии, а потом окончил Бакинскую театральную студию.
Евгений Николаевич Агуров стал актёром и театральным педагогом. Он служил в театрах Одессы, Рязани, Ростова и Смоленска. Преподавал в Свердловском театральном училище. Играл на сценах столичных театров имени Пушкина и Гоголя. 
Николай не хотел, чтобы его путали с братом и взял псевдоним Волков. С начала двадцатых годов он работал актером в Баку, Казани, Перми, Иваново. А в 1933-м перешёл в труппу Одесского русского драматического театра… 
Во время войны Волков оказался на Ташкентской киностудии. В 1943 году он сыграл Гуссейна Гуслию,и этот персонаж повлиял на его дальнейшую судьбу. Через тринадцать лет на «Ленфильме» искали исполнителя главной роли в картине «Старик Хоттабыч». Пересматривая протазановскую ленту, режиссер Геннадий Казанский сразу обратил внимание на комичного звездочёта, которого обвёл вокруг пальца хитроумный Ходжа Насреддин. Он, не раздумывая, утвердил Волкова на роль и не ошибся. Николаю Николаевичу удалось создать очень трогательный и симпатичный образ, который полюбился миллионам советских зрителей. Всемогущий волшебник, и при этом наивный старик,внешне выглядел колоритно: шляпа-канотье, кургузый пиджачок, русская рубаха и восточные туфли на босу ногу…  
Примечательно, что оператором-постановщиком этой картины был наш земляк Музакир Эрамузович Шуруков. Он работал с разными режиссёрами, но наиболее тесно сотрудничал и дружил с Геннадием Казанским. В результате появился один из самых лучших детских фильмов - «Старик Хоттабыч».  Это особенное кино – яркое, красочное, с неповторимым восточным колоритом. Фильм, как сейчас любят говорить, атмосферный и во многом это, конечно, заслуга талантливого оператора-постановщика и героя войны Музакира Шурукова. 
Благодаря Хоттабычу, Волков стал мега популярным актёром, и роли посыпались на него, как из рога изобилия. Приглашений было настолько много, что он вынужден был уйти из театра. 
Случалось, артист снимался в пяти-шести картинах за год. Он сыграл отца главного героя в первой версии «Зелёного фургона», Ивана Ивановича в фильме «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», художника Мукомолова в «Тишине», сказочника Эгля в «Алых парусах», педагога Симбирцева в «Грешном ангеле», кубинца-рыбака в «Чёрной чайке»...
Волков скончался 25 октября 1985 года в Москве на 84-м году жизни. Последний фильм с его участием вышел на экраны уже после смерти актёра. 
Его сын и полный тезка Николай Николаевич Волков-младший пошёл по стопам отца. Он известен зрителям по фильмам: «Белорусский вокзал», «Семнадцать мгновений весны», «Следствие ведут ЗнаТоКи», «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Сицилианская защита», «Битва за Москву»…

 

Магомед Дугаев

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

18.05.2025 - 12:43

Два крыла национальной песни

В Северо-Кавказском государственном институте искусств в минувший вторник состоялся концерт-презентация новой книжной серии «Репертуар выдающихся вокалистов Кабардино-Балкарии».

16.05.2025 - 12:39

«Снимите меня! Я отдам колбасу!»

В 1967 году в советский прокат вышел научно-фантастический художественный фильм Ильи Ольшвангера «Его звали Роберт». Многие сцены были сняты в Приэльбрусье, и это добавило картине экзотики и красоты.

16.05.2025 - 11:46

Музыкальный калейдоскоп

Государственный концертный зал имени Юрия Темирканова открыл двери перед зрителями, пригласив насладиться ярким музыкальным вечером – концертом солистов симфонического оркестра, организованным в рамках творческого проекта «Музыкальный калейдоскоп», который проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, где прозвучал

16.05.2025 - 11:30

Рассказ-победитель основан на реальных событиях

Недавно стали известны итоги международного литературного конкурса «Литературная Азия-2024» среди участников конкурса из русскоязычного мира (самая многочисленная группа конкурсантов). Конкурс проходил в Казахстане и был посвящён 1155-летию основоположника исламской философии Аль-Фараби.

15.05.2025 - 16:10

«Юность Бемби»

В октябре 2009 года в Нальчике состоялось выездное заседание секретариата правления Союза кинематографистов России. В его работе приняли участие режиссёры Никита Михалков и Владимир Хотиненко, руководитель Союза кинематографистов Кабардино-Балкарии Владимир Вороков, народные артисты России Евгений Герасимов, Николай Бурляев и многие другие известные деятели отечественного кино.