Наков Михаил Кербекович, мой дедушка по отцовской линии, не дожил нескольких дней до 35-летия Великой Победы. На его столе так и осталась незаконченная статья «За нами была Москва» в «Кабардино-Балкарскую правду».
Михаила Накова весть о начавшейся войне застала в Москве. Туда он, заведующий отделом Кабардино-Балкарского обкома КПСС, был направлен слушателем Высшей школы парторганизаторов при ЦК ВКП(б). На экзамене он только начал отвечать на вопросы билета, как в аудиторию вошёл встревоженный дежурный со словами: «Товарищи, война!».

Перед фронтом Михаила Кербековича в срочном порядке направили на Высшие курсы главного политуправления Советской армии в г. Солнечногорск Московской области. После обучения ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, и с осени 1941 года начался его боевой путь. В ноябре он был назначен батальонным комиссаром – начальником политотдела 44-й отдельной стрелковой бригады 1-й ударной армии Западного фронта. До лета 1942 года воевал на Западном и Северо-Западном фронтах. После боевого ранения с лета 1942-го майор М. Наков был назначен начальником политотдела 337-й стрелковой дивизии.
После освобождения Северного Кавказа в 1943 году воевал под Новороссийском в составе 18-й армии. Окончив командные курсы в 1944-м, воевал в должности заместителя командира полка на 2-м Украинском фронте.
Боевой путь Михаила Накова был отмечен орденом Красного знамени за то, что при 40-градусном морозе вывел из окружения под Старой Руссой 301 бойца. Ему также был вручён орден Отечественной войны I степени, медали «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа» и другие награды.
Не долеченные в госпитале раны не позволили ему двигаться на Запад. И осенью 1944 года он был назначен начальником военной кафедры Новосибирского мединститута. Там его и застала весть о Великой Победе.