Воин и поэт из эпохи романтиков

Максима  Измаиловича Геттуева, народного поэта Кабардино-Балкарии, общественного и государственного деятеля, участника Великой отечественной войны, я бы назвала  последним романтиком балкарской литературы. Ибо вся его кипучая работа в области художественного  слова всегда привлекала неким крылатым, пафосным отражением жизни. Максима Геттуева мы знали как  человека масштабного во всех смыслах – высокого, статного, напоминающего В. Маяковского, улыбчивого,  по-детски тёплого и искреннего.
Во всём его эпическом облике и в то же время  сентиментальном  восприятии мира, да и в псевдониме Максим замечалась полная и бескомпромиссная приверженность к известным горьковским символам – Соколу, Буревестнику, Данко и другим, на ком откристаллизировался  характер поколения Магомеда (Максима) Геттуева.
Он из эпохи романтиков,  этим ощущением пронизана не только поэзия, но и в его жизненном кредо понятие «служить» (родине, социалистической Отчизне, родному Кёнделену,  верности солдатской присяге, воинскому долгу) повелевает убеждённо идти по избранному пути.
Максима Геттуева я хорошо знала по его книгам, с которыми работала  как редактор издательства «Эльбрус». Он  живо интересовался ходом работы, неизменно прочитывал всю корректуру своих сборников, несмотря на огромную занятость. Мои знакомство и работа над изданиями Максима Геттуева пришлись на годы, когда он был председателем Президиума Верховного Совета  КБАССР, депутатом нескольких созывов РСФСР и КБАССР.
Удивительный это был человек, напрочь лишённый сановного снобизма, доступный для общения и охотно откликающийся на желание редактора решить  вопросы по очередному сборнику,  услышать его откровенные признания о том, как он стал поэтом, как приходят идеи тех или иных стихотворений, поэм и т.д.
– Ты знаешь, – как-то сказал мне Максим Измаилович, подписывая очередной договор с издательством, который я как младшая по возрасту принесла к нему на работу, – подхожу к окну своего кабинета  и,  увидев панораму наших гор, загораюсь желанием написать новую вещь. Нельзя не  воспеть нашу красивую землю, которую люблю всем сердцем.
На его столе председателя Президиума ВС КБАССР рядом с деловыми бумагами лежали и наброски стихотворений, которые, как он говорил, «надо ещё немножечко подкорректировать». Искренняя улыбка не сходила с его лица в те минуты.
Максим Геттуев родился в 1916 году в с. Кёнделен. После окончания школы работал в редакции газеты «Социалист Къабарты-Малкъар» («Социалистическая Кабардино-Балкария») собственным корреспондентом.
Тяжёлыми университетами жизни молодого журналиста становятся годы войны.  Максим Геттуев, политрук 18-й армии  со всем сердечным пылом молодого воина  рассказывает бойцам об идеалах, которые были призваны  защищать  необстрелянные бойцы Красной Армии, его однополчане. Шли бои, были страшные потери и пока ещё редкие боевые удачи, и Максиму Геттуеву, чей поэтический голос проснулся в юности,  было не до стихов. Но и в те роковые первые месяцы войны он между боями успел написать несколько  лирических стихотворений.
Всю силу поэтического дара  и накопившиеся за годы войны впечатления он выплеснет лишь потом, после войны, создав  поистине впечатляющее количество  поэтических произведений, где война предстанет во всей своей жестокой наготе. «Приволжской дымной осенью упрямо / За Сталинградский бились мы вокзал / Пылали зданья у речной излуки, / Взлетали клочья  рельсов, шпал, мостов. / Пять раз из рук переходил он в руки, / Вокзал, забывший грохот поездов».
– Как и миллионы советских людей, я ушёл на фронт. Отступал и наступал. Несколько раз был ранен. Мне, политработнику ротного и батальонного масштаба, не оставалось времени для стихов. И всё-таки, улучив бывало миг, брался за карандаш», – рассказывал  Максим переводчику вышеприведённых строк и других стихотворений Лазарю Шерешевскому.
«Его военная поэзия определялась всё-таки народным опытом, основными раздумьями и переживаниями как бы воюющего народа в целом, – пишет  о батальной лирике Геттуева С. Эфендиев в книге  «Поэзия Максима Геттуева: факторы, влияния, жанры, поэтика». – Здесь уместно вспомнить такие стихи поэта, как «Два капитана», «Маршал», «Память», «Дом в Лейпциге», «Моя безвестная сестра», «В Трептов-парке», «Герои давно отшумевшей войны». А ещё была в его жизни Сталинградская битва, по прошествии лет поэт вспомнит в стихах  и Малую землю, политую кровью тех, чью память мы будем чтить вечно. В эти дни мы отмечаем 70-летие  Великой Победы, за которую сражались и отважные сыны балкарского народа    Максим  Геттуев,  Керим Отаров, Кайсын Кулиев, тысячи других земляков, образы которых  стали символами победы. «Помнятся бессонными ночами/ Окрашенные кровью те года,/ Остались там мои однополчане,/ Откуда не приходят поезда…»
В числе однополчан и земляк Геттуева, с которым до конца своих дней Максим поддерживал братскую дружбу, – Георгий Шилов. Он вынес раненого Геттуева с поля боя на своей шинели. Тесная дружба связывала поэта и его семью с Героем Советского Союза Николаем Кузнецовым. В один из памятных дней  я присутствовала на их встрече, где они много говорили о годах войны, вспоминали однополчан, Максим Измаилович читал свои  стихи в переводе Якова Серпина, кому принадлежит основное большинство его переводов «Не стихает днём и ночью / Бой на волжском берегу…» Надо признать, чтец он был отменный, как  и блистательный оратор. Русская речь  его безупречно грамотная, без какого-либо акцента.
Малая земля прибавила Геттуеву немало  седых волос и горестных морщин, а ведь в годы войны ему было всего-то 25! Совсем как у лирического героя одного из его стихотворений «Он идёт походкой валкой…» («Глубоки его морщины, борода белым-бела…»), «На Малой земле», «На Курской дуге», «Мы зацепились за клочок земли…», «Пришёл я к умирающему другу…». В этих стихах память не отпускает поэта: «Зачем же глухими ночами, память, тревожишь меня?», – вопрошает он.
Военную биографию поэта легко проследить по названиям его стихов. Они полны  исповедального накала, в них увиденное и пережитое на фронтах Великой  Отечественной.
За свою относительно недолгую жизнь (его не стало в 1985 году) Максим Геттуев создал цельный поэтический эпос времени, в котором он жил,  воевал и творил. В анналах балкарской литературы нашли достойное место его книги «Встречи», «Открытые сердца» (повесть), «Горская душа», «Космонарты» (оригинальный парафраз слова «космонавты»), «Назир», «Пути солдата», «Эльбрус рядом» (роман в стихах), «Двадцатый век», «Разлив», «Село Гунделен», «Адресовано в жизнь», «Шаги», «Вечный пленник высоты». В моей библиотеке не один сборник его стихов, где рукой поэта оставлены автографы в духе крылатого сердца Максима: «Пожалуйста, побольше творческих высот!», «Пожалуйста, побольше солнечных окон!». И здесь весь он не только «Вечный пленник высоты», но и отважный покоритель жизненных высот, которые воздвигала перед ним судьба.
В дни праздника Великой Победы наш долг вспомнить Максима Геттуева, солдата Победы, её вдохновенного певца, судьба которого пронизана самыми, по-граждански возвышенными чувствами любви к нашему Отечеству, к нам с вами, его землякам, которых он так искренне и сердечно любил и столь же талантливо воспел в своём творчестве.

Светлана МОТТАЕВА
Поделиться:

Свежие номера газет КБП


15.12.2017
14.12.2017
13.12.2017
12.12.2017