Связь поколений – в живописных полотнах В декабре исполнилось 85 лет со дня рождения живописца Игоря Наседкина, который в течение многих лет был членом правления Союза художников КБАССР и ответственным секретарём этой общественной организации. Ещё в начале года в республиканском фонде была организована выставка его работ, организованная Союзом художников КБР.
Игорь Петрович ушёл из жизни в 2014 году, но его работы по-прежнему актуальны и интересны людям разных возрастов. В творчестве мастера жанровой картины, в частности, исторической, представлен цикл, посвящённый Великой Отечественной войне.
И.П. Наседкин относится к поколению «шестидесятников». Он родился в 1935 году в Иркутске, по окончании Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина работал в Новосибирске, занимался преподавательской деятельностью, а с 1972 года жил в Нальчике.
– Это был активно работающий человек с яркой творческой судьбой и убедительной гражданской позицией, – рассказывает искусствовед Жаухар Аппаева. – Произведения Игоря Наседкина выношены длительной, напряжённой работой и свидетельствуют о его высокой живописной культуре, компетентности в вопросах искусства. Начав творческую деятельность в годы, когда царил соцреализм, он никогда не укладывался в заданные им стилистические схемы и потому находился в постоянных поисках новой художественной выразительности, что нередко приводило его к творческим успехам.
Игоря Наседкина, обладавшего ровным, спокойным, уравновешенным, покладистым характером, волновали не столько технические, формальные проблемы, сколько содержательные вопросы идейного, нравственного, философского плана. Процесс мышления мастер живописи отобразил в «Автопортрете» – созданный им образ воплощает его богатый внутренний мир. Будь то фигуративное изображение, пейзаж или натюрморт, связи между формой и содержанием в произведениях Игоря Петровича всегда чётко выявлены. Трансформация картины мира в его творчестве подчинена его личным представлениям, чувствам и воззрениям.
Обращаясь к прошлому, Наседкин искал драматические, трагические страницы истории, образы, адекватные эпохе. В картине «1943 год», выполненной в духе станкового монументализма, мотив ночи, тусклое освещение передают атмосферу того времени, подчёркивают тяготы войны. Внутренняя напряжённость, суровая сдержанность в проявлении чувств простой русской женщины, скупость деталей интерьера, эмоциональность цветового звучания помогают раскрыть содержание картины.
– Огромное воздействие на И. Наседкина оказали произведения известного мастера живописи Виктора Попкова, – поясняет Жаухар Мустафаевна. – Находясь под влиянием его картин, художник из Нальчика задаётся вопросом: «А как бы я решил подобную тему?». И он вступает в творческое соревнование с ним, стремясь отыскать иное, может быть, даже более глубокое решение темы. Своего рода перекличку с картиной «Шинель отца» В. Попкова мы видим в полотне И. Наседкина «Шинель сына». Нет ничего общего в композиции – авторов объединяет лишь то, что их интересуют темы семейных ценностей и взаимоотношений отцов и детей.
75 лет прошло со дня победы в Великой Отечественной войне, но сердца зрителей продолжают трогать художественные произведения, посвящённые героическому периоду защиты нашей Родины от вторжения войск фашистской Германии. Взаимосвязь двух произведений В. Попкова и И. Наседкина демонстрирует неразрывную традицию сохранения памяти о достижениях и подвигах предыдущих поколений во имя мирного, благополучного будущего потомков.
Для любого художника чрезвычайно важно выставлять свои работы на суд зрителя. Картины Игоря Наседкина востребованы, демонстрируются и после завершения земной жизни художника.
Поделиться новостью:ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:
|