Верховный суд КБР рассмотрел административное дело по иску Управления Министерства юстиции РФ по КБР к региональному военно-патриотическому поисковому отряду «Кавказский рубеж» с требованием о его ликвидации и исключении данных о нём из единого государственного реестра юридических лиц.
Организация создана в 2018 году, решение об этом принято Управлением Министерства юстиции РФ в 2019 г., тогда же сведения об организации внесены в единый государственный реестр юридических лиц. Управление юстиции обратилось в Верховный суд КБР с заявлением о ликвидации организации. Основанием стала жалоба местной администрации Майского района, послужившая поводом для проведения проверки, результаты которой подтвердили обоснованность жалобы. В частности, установлен факт нарушения порядка организации поисковых работ для выявления неизвестных воинских захоронений и непогребённых останков, установления имён погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти, утверждённого приказом Министерства обороны РФ. Организация не уведомила Минобороны о своих планах вести поиск на территории Майского района. Кроме того, был нарушен порядок информирования территориальных органов МВД о предстоящих мероприятиях – «Кавказский рубеж» не согласовал взаимодействие с подразделением полиции по вопросам обеспечения безопасности граждан и общественного порядка.
Выслушав объяснения сторон, Верховный суд КБР нашёл административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению. ВС КБР ссылался на постановление пленума Верховного суда Российской Федерации, в котором сказано, что при рассмотрении вопросов, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами, оценка того, являются ли допущенные ими нарушения закона грубыми и влекущими их ликвидацию, осуществляется судом. Поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка их грубыми и влекущими ликвидацию либо запрет деятельности объединения осуществляется судом, который может отнести к таковым нарушения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов. Расценить как грубые можно действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию, а также нарушение, которое создаёт реальную угрозу или причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства, а также нарушения, которые невозможно устранить законным способом: например, принять решение в порядке, установленном учредительными документами.
Верховный суд КБР констатировал, что с учётом приведённого разъяснения и отсутствия в материалах дела доказательств вышеизложенных обстоятельств не может признать эти нарушения грубыми и влекущими за собой такую крайнюю меру воздействия, как ликвидация общества. При этом суд исходит из того, что обществом проводится большой объём работы, не связанной с раскопками и направленной на патриотическое воспитание молодёжи, увековечение памяти воинов, павших в годы Великой Отечественной войны, а также изыскательская работа в архивах.
Верховный суд КБР указал, что не находит правовых оснований для удовлетворения требований о ликвидации региональной общественной организации как юридического лица, несмотря на допущенные ею нарушения федерального законодательства, которые ошибочно квалифицированы управлением как грубые и неустранимые.