В чём секрет «Семнадцати мгновений весны»?

11 августа 1973 года на экраны вышла первая серия экранизации романа Юлиана Семёнова «Семнадцать мгновений весны». Для советских зрителей это была любовь с первого взгляда – меланхоличный разведчик покорил самых разных людей и даже стал героем нескончаемых анекдотов. Давайте попробуем разобраться, в чём же секрет его успеха.
Сценарий многосерийного фильма был написан в 1968 году – ещё до того, как книга Семёнова была издана. Съёмки велись с марта 1971 по конец 1972 года. Их география впечатляет: Москва, Рига, Тбилиси, Боржоми, Берлин и Майсен. Кстати, грузинские экскурсоводы частенько водят туристов к особняку Бозарджянца, упоминая о том, что его можно увидеть в одной из серий. Окрестности Боржоми усилиями операторов превратились в Альпы.
Создатели картины смогли подобрать уникальную актёрскую команду – редко в каком фильме можно увидеть столько звёзд нашего кино разом.
В процессе история разведчика обросла деталями, которых не было в литературном первоисточнике. В частности, образ фрау Заурих придумала режиссёр Татьяна Лиознова, чтобы показать Штирлица с новой, более человечной стороны, раскрыть его характер.
Рассказывают, что трогательный эпизод свидания Штирлица с женой в фильм предложил вставить Тихонов – похожую историю ему рассказал знакомый разведчик. В итоге сцена получилась гениальной: несмотря на то, что герои не произносят ни слова, их молчаливый диалог вызывает чувство сопереживания по сей день.
В этом, пожалуй, кроется один из секретов удивительной эстетичности и притягательности многосерийного фильма. Создатели картины нарочно замедляют темп повествования, сосредоточиваясь на деталях, показывают нам лица, смену мимики, уходят от излишней динамичности, в ту пору уже присущей шпионскому кино.
Ещё один гениальный ход – закадровый голос рассказчика, который не только поясняет происходящее, но и озвучивает внутренний монолог главного героя. Ефим Копелян проделал громадную работу, передавая интонацией тончайшие оттенки настроения и создавая неповторимую атмосферу, за которую мы все так любим этот фильм.
Конечно, такой масштабный проект быстро обзавёлся собственными легендами. Одна из них – история о том, что Татьяна Лиознова сильно поругалась с директором картины, который привлёк в качестве статистов молодых людей «неарийской» внешности. Сама Лиознова говорила, что это ложь.
Официальная версия гласит, что массовку отбирал Георгий Пипия – консультант картины, генерал-майор КГБ ССР. Для этого он отправился в одно из училищ пограничных войск.
Интересный факт: далеко не все герои картины походили на своих исторических прототипов. Так, например, Леонид Броневой, которому роль принесла всесоюзную известность, – полная противоположность реальному Генриху Мюллеру. А вот сходство Олега Табакова с Шелленбергом отмечали многие.
Лиознова сделала очень смелый шаг: отрицательные персонажи в фильме показаны не абстрактными твердолобыми злодеями, а людьми – жестокими, опасными, но имеющими и некоторые положительные качества. Простой немецкий солдат Гельмут, спасающий Кэт, и вовсе воспринимается как настоящий герой. От этого события на экране выглядят в разы реалистичнее – ведь в реальной жизни нет чёткого разделения на добро и зло, а характер каждого человека всегда неоднозначен.
В фильме, конечно, много неточностей – от вольной трактовки исторических событий до мелькающих там и сям деталей советского быта, которые никак не ожидаешь увидеть в Германии сороковых. Однако всё это отходит на второй план, ведь главное здесь – то удивительное, лиричное настроение, которое редко можно встретить в фильмах о войне. Во многом достичь этого эффекта помогает гениальная музыка Микаэла Таривердиева.
Штирлиц – не плакатный герой, не наша версия Джеймса Бонда. Это человек, который очень устал от своей смертельно опасной работы. Именно эта проработанность персонажа делает его неповторимым, объёмным и живым.
Когда «Мгновения» впервые показали по телевизору, зрители так прониклись историей, что начали осаждать звонками создателей картины: всем хотелось узнать, как сложится судьба героев, ведь каждая серия заканчивалась на самом волнующем моменте. Ходят байки, что во время показа серий даже снизился уровень хулиганства – все напряжённо следили за Штирлицем.
Новое время диктует свои законы, поэтому в 2009 году легендарную киноэпопею раскрасили, решив разбавить строгий монохром. Мнения разделились – кого-то это привело в восторг, другие же обрушились на авторов идеи со шквалом критики. Их можно понять: цветная версия короче оригинала, а тот факт, что некоторые вставки хроники остались чёрно-белыми, нарушает логику визуального ряда.
Впрочем, каждый может решить сам для себя, какую версию смотреть – оригинальную или раскрашенную. В каждой из них есть свои положительные стороны.
Этот фильм вошёл в нашу культуры так стремительно, что кажется, будто он был с нами всегда, так же, как и бесчисленные анекдоты. До сих пор на его основе снимают юмористические скетчи, а огромное количество современных писателей вставляют в свои тексты прямые отсылки к «Мгновениям». А вот повторить безоговорочный успех киноэпопеи пока никому не удалось – видимо, сейчас сложно подобрать такую уникальную команду актёров, режиссёров сценаристов и композиторов.
Впрочем, в последнее время отечественное кино постепенно приходит в себя. Возможно, скоро современные режиссёры вспомнят, что всё новое – это хорошо забытое старое, и начнут искать вдохновение в проверенной классике. Ну, а пока мы можем наслаждаться тем, что уже снято и проверено временем.

Оксана СОКОЛОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

18.04.2024 - 13:21

Не стало кинорежиссёра Мурата Джусоева

В Северной Осетии на 65-м году ушёл из жизни известный режиссёр и сценарист Мурат Георгиевич Джусоев. В разные годы он работал на Одесской киностудии, на Северо-Кавказской студии кинохроники. Заслуженный работник культуры республики, за вклад в развитие киноискусства Мурат Джусоев был награждён медалью «Во Славу Осетии».

17.04.2024 - 19:47

Год архитектуры в КБР

17 апреля в Государственной национальной библиотеке КБР им. Т.К. Мальбахова состоялось комплексное мероприятие, обусловленное важным событием. Глава республики Казбек Коков объявил 2024 год – Годом архитектуры в КБР.

16.04.2024 - 12:49

Киноэкспедиция в Тырныаузе

В Кабардино-Балкарии завершились съёмки драматического сериала «Аутсорс» с Иваном Янковским в главной роли. Как сообщили в пресс-службе администрации Эльбрусского района, съёмки проходили в Тырныаузе, в знаменитом пансионате «Иткол» и других живописных локациях.

15.04.2024 - 15:15

Культура республики возрождалась после войны

В апреле 1946 года из Москвы в Нальчик прибыл композитор С.Н. Ряузов. Он планировал совершить творческую поездку по республике, чтобы к 25-летию автономии написать несколько музыкальных произведений для местного ансамбля песни и пляски и симфонического оркестра.

15.04.2024 - 15:11

Гильотины для мобильных телефонов

Внутренний монолог