Феномен Валерия Петросяна будет жить

10 ноября на 75-м году жизни скончался Валерий Гургенович Петросян. Удивительный человек, неординарная личность, педагог от бога.
Его профессиональный путь достаточно скромен: окончил физико-математический факультет КБГУ, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Смыслом его жизни, любимым делом, которому он преданно служил до последних своих дней, стали образование и воспитание детей. С 1995 года Валерий Гургенович бессменно руководил лицеем для одарённых детей. Трудно говорить об этой уникальной  мастерской, в которой всегда кипела, бурлила, била ключом жизнь юных дарований,  без её наставника и учителя…
С первых же дней в лицее был сформирован активный педагогический коллектив из лучших учителей школ республики и преподавателей КБГУ. Каждый из них видел в руководителе профессионала, одержимого стремлением совершенствовать учебную, научную, воспитательную площадку лицея, искать методы успешного развития ребёнка, быть с детьми, общаться с ними, жить их жизнью. Сплочённый, дружный, креативный педагогический коллектив, созданный Валерием Гургеновичем, работал слаженно, компетентно – по-другому просто было невозможно.  Каждый, кто трудился рядом с ним, считал своим долгом быть на уровне, ежедневно расти и профессионально, и духовно, делать открытия, искать решение педагогических задач, возникавших постоянно. Его личный пример определил жизненный путь многих преподавателей университета.
Мой рабочий день, как правило, начинался с лицея для одарённых детей, который я курировала как проректор, и могла видеть и чувствовать психологическую обстановку, которая царила в школе благодаря педагогическому таланту Валерия Гургеновича.
В работе с детьми он руководствовался двумя принципами: во-первых, нет неспособных детей – есть учителя, которые не могут в них увидеть способности, во-вторых, каждый ученик – личность.  Думаю, что это очень важно на этапе становления личности, особенно тогда, когда  ребёнок оказывается  в новой для него обстановке. Уверена: никогда ни один из них в лицее не почувствовал дискомфорта, ибо оказывался в необыкновенно тёплой, дружеской среде, в которой царил совершенно иной уровень общения учителя и обучающегося. Это был абсолютно демократический, доверительный уровень, но в то же время серьёзный, требовательный. Дети всегда чувствовали к себе внимание, повышенный интерес со стороны директора и учителей. Они осознавали, что взрослые для них – старшие товарищи и наставники, что они могут быть услышанными, нет барьера и препятствий  в общении.
Валерий Гургенович никогда не позволял себе с кем-либо приказной тон, но его слово было твёрдым, аргументированным,  весомым. Он мог и говорить, и слушать...
Однажды при мне к Валерию Гургеновичу зашла учительница первого класса и сказала, что один из учеников залез во время урока под стол. «Пусть сидит, – сказал  директор,  – пока сам не выйдет!»
Валерий Гургенович ненавязчиво давал понять детям, что они имеют право на своё мнение, свою точку зрения. Но лицеисты никогда не злоупотребляли этим правом, наоборот, дорожили доверием учителей, творческой атмосферой в этой необыкновенной школе. Участвовали в олимпиадах, конкурсах, писали статьи, открывали новые для себя грани в физике, математике, биологии, химии, со своими достижениями и приобретёнными знаниями выезжали в другие города и защищали честь республики. За короткий срок число наград лицеистов на различных олимпиадах и конкурсах достигло 600. Ребята между собой с любовью называли своего мудрого учителя «Петриком», «Волшебником». Он это знал и даже, как мне кажется, гордился этим. Ведь лучшая награда, когда дети принимают учителя как родного  и близкого человека.    
Помню, одна из  выпускниц написала в своём сочинении  о нём так: «За неполные три года Валерий Гургенович перевернул наши души. Мы научились у него быть терпеливыми и терпимыми, великодушными и уважающими чужое мнение, мягкими и сострадающими, требовательными к себе и справедливыми к другим. А ведь мы были все разные, и, естественно, нелегко было к каждому из нас подобрать ключик, но он сумел это сделать».
Валерий Гургенович был талантлив не только в физике и педагогике. Он хорошо разбирался в дереве, металле, с большим увлечением собирал материал по национальному орнаменту кабардинцев и балкарцев, давал собственную интерпретацию каждому элементу, мечтал издать книгу об этом.
Две недели назад в телефонном разговоре с большим энтузиазмом говорил мне о своих планах, о новых идеях, пообещал подарить свою книгу, сообщил, что теперь ездит за рулём и как это здорово, радовался, что скоро лицей переедет в новое здание. Был полон оптимизма, хотя и знал о своём страшном недуге. В его голосе не отражалось никаких признаков усталости и боли. К сожалению, диагноз, с которым он жил в последнее время, не дал ему шанса реализовать  задуманное.
Я выражаю свою признательность Валерию Гургеновичу за мудрость, педагогический талант, любовь к своим ученикам и толерантность. Уверена: под моим письмом подписались бы выпускники лицея всех лет.
Педагогический феномен  В.Г. Петросяна  живёт и будет жить в делах и помыслах всех, кто когда-либо с ним общался.

Светлана БАШИЕВА, доктор филологических наук, профессор, завкафедрой русского языка и общего языкознания
Поделиться:

Свежие номера газет КБП


17.11.2018
15.11.2018
13.11.2018
10.11.2018