Сегодня в гостях у «Кабардино-Балкарской правды» талантливый и самобытный музыкант. Эдуард Жигунов виртуозно владеет национальной гармоникой и по праву считается одним из лучших в республике.
История этого инструмента заслуживает особого внимания. Принято считать, что первая ручная гармоника была сконструирована в 1822 году немецким мастером Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом. Она практически сразу стала популярной и завоевала всю Европу. Вскоре гармонь попала в Россию, а затем и на Кавказ. Здесь она, что называется, пришлась ко двору и стала национальным инструментом. Сегодня без неё не проходит ни одна свадьба и ни один концерт.
В роду Эдуарда Жигунова не было музыкантов, но его дальним родственником был известный театральный деятель. Заслуженный артист РСФСР и КБАССР Тима Жигунов – из плеяды актёров старой академической школы. Окончив ГИТИС в 1940 году, он служил в Кабардинском драматическом театре. Его первыми ролями были граф Альмавива в «Женитьбе Фигаро», Сильвио в спектакле «Слуга двух господ» и Павел Корчагин в постановке «Как закалялась сталь». С возрастом в актёре проявилось острохарактерное дарование. Он сыграл гоголевского Хлестакова, Алмастина из пьесы Аксирова «Даханаго», злобного князя Ашажоко в спектакле «Камбот и Ляца» и много других ярких и запоминающихся ролей.
Эдуард Жигунов родился и вырос в селении Нижний Куркужин. Его мама преподаёт прикладное искусство в ДШИ имени Мухамеда Кипова. Отец работает строителем. В отличие от многих коллег музыкальные способности у нашего гостя проявились не сразу. Его увлечение музыкой началось в седьмом классе, после поездки к родственникам в Нальчик. Эдуард гостил у тёти, которая каждый вечер пела и играла на гармони. Пример оказался заразительным, и, вернувшись домой, парень попросил купить ему инструмент. Родители отнеслись к просьбе без энтузиазма. Они считали, что это не мужская профессия, да и времена были непростые. Музыканты зарабатывали гроши и еле-еле сводили концы с концами.
– Мне предлагали поступать на экономический или юридический факультет. Тогда это было модно, но я всё-таки выбрал музыку, – вспоминает Жигунов.
Первый инструмент ему подарила тетя, у которой он гостил в Нальчике. Эту гармонь музыкант бережно хранит до сих пор. В родном селе Эдуард окончил детскую школу искусств имени Мухамеда Кипова и спустя годы вернулся туда преподавателем.
– Моим первым педагогом стала Карина Ворокова. Она приезжала из Нальчика несколько раз в неделю и учила меня играть на гармони. В школе искусств я занимался два года, а после девятого класса поступил в колледж культуры и искусств СКГИИ, – рассказывает Эдуард.
Студенческие годы пролетели на одном дыхании. Учиться было интересно, и прежде всего это, конечно, заслуга преподавателей. В колледже с Жигуновым занималась заслуженная артистка Кабардино-Балкарии Мадина Каширгова. Благодаря её стараниям талант молодого человека оформился и засверкал новыми гранями.
Будучи студентом, Эдуард часто выступал за пределами республики и занял первое место на всероссийском конкурсе «Лазурная волна», который проходил в Сочи. За время учёбы Жигунов побывал практически во всех регионах Северного Кавказа. Ему аплодировали Ставрополь и Лазаревское, Сочи и Майкоп, Черкесск и Владикавказ…
Окончив колледж, Жигунов стал востребованным музыкантом. Сейчас он аккомпанирует местным артистам, даёт сольные концерты и сочиняет музыку. Эдуард выступает с Ауесом Зеушевым и Светланой Тхагалеговой, Ириной Дауровой и Диной Харадуровой. Будучи «свободным художником», он имеет возможность выбирать и работает только с теми артистами, чьё творчество ему по-настоящему интересно.
Музыка, которую он пишет, – это в основном лирические мелодии, многие из которых стали популярными песнями. Жигунов сотрудничает с известными поэтами и пишет собственные тексты. Сейчас он готовит к выпуску сольный диск, в который войдут не только его песни, но и обработанные народные мелодии. По мнению музыканта, к национальной музыке нужно относиться крайне бережно. Она не терпит грубого вмешательства и неудачных аранжировок.
– Сейчас модно экспериментировать с архаичными мелодиями и современными направлениями музыки. Такие вещи в принципе совместимы, но мне они не очень близки, – признаётся Эдуард.
В своей музыке он использует не только национальную гармонь, но и другие инструменты. Жигунов тесно сотрудничает с такими известными музыкантами, как Бетал Иванов, Руслан Теуважуков и Анзор Увижев.
Наш гость активно занимается благотворительностью. Он выступает перед сиротами, стариками, инвалидами, устраивая концерты во время мусульманского поста и накануне Нового года.
В свободное время он слушает классическую и народную музыку. Выше других композиторов ставит Бетховена, который однажды сказал: «Музыка должна высекать огонь из души человека». Эта фраза как нельзя лучше характеризует творчество Эдуарда Жигунова. В его руках гармонь оживает и творит настоящие чудеса. Она поёт о любви и верности, о красоте и гармонии, о древних богатырях и их беззаветной преданности своему народу.