«Народ вам будет благодарен…»

Александр Михайлович Покровский.
 В середине января 1939 года в Нальчике в зале госдрамтеатра состоялось общественное прослушивание государственного Кабардинского хора под руководством А.М. Покровского. Организованный ещё в марте 1938 года коллектив в составе 53 человек постепенно увеличивался – дополнительный набор проводился в селениях республики  из талантливых колхозников, участников кружков художественной самодеятельности. 
«Отрадно было слушать концерт, где были продемонстрированы достижения молодого национального хора достаточно высокой культуры, умело исполняющего многоголосные песни, - такую характеристику культурному событию дал композитор и дирижёр А.Г. Шахгалдян. – Организация такого коллектива – шаг вперёд на пути развития песенно-хорового искусства кабардинского народа, в быту которого, несмотря на наличие богатого мелодического материала и развитого одноголосья, отсутствует многоголосное пение». Однако этому культурному достижению предшествовала долгая работа, и большую её часть проделал руководитель этого музыкального коллектива, о котором следует рассказать подробнее.
Музыкант Александр Михайлович Покровский в 20-30-е годы прошлого века жил в Нальчике и работал педагогом в Ленинском учебном городке, а также вёл предмет «Основы музыкальной грамоты» в Нальчикском педагогическом техникуме. Одновременно Покровский руководил самодеятельным хоровым кружком  учебного городка. В 1931 году его воспитанники успешно выступили в первой областной олимпиаде самодеятельного искусства Кабардино-Балкарии и завоевали право быть в составе делегации области в первой краевой олимпиаде самодеятельного искусства горских народностей Северного Кавказа. На ней балкарский хоровой кружок был премирован поездкой в Москву на Всесоюзную олимпиаду искусств, а кабардинский хоровой кружок награждён Почётной грамотой олимпиады. Руководитель обоих кружков А.М. Покровский был отмечен как один из лучших руководителей хоровых коллективов, представленных на краевой олимпиаде, и награждён Почётной грамотой. 
Всесоюзная олимпиада самодеятельного искусства принесла успех участникам балкарского хорового кружка. А Александр Покровский после этого уехал поступать в  Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского на хоровое дирижёрское отделение – чтобы профессионально заниматься хоровым искусством. Ведь одно дело – самодеятельные хоровые кружки, а совсем другое – настоящие хоровые коллективы. После окончания консерватории А.М. Покровский возвращается в Нальчик и с новыми силами и энтузиазмом берётся за создание профессиональных хоров в нашей республике. Сохранились воспоминания Александра Михайловича об этом периоде: «Окончил я консерваторию в марте 1937 года. Меня оставили при факультете – ассистентом кафедры профессора П.Г. Чеснокова. Но в начале июля мне вручили путёвку на работу в Кабардино-Балкарию, откуда пришёл запрос от Управления по делам искусств, подписанный его начальником М.А. Битоковым. В августе я решил проехать в Нальчик и узнать о положении с искусством. Здесь произошла встреча с Аскерби Шортановым, молодым талантливым кабардинцем, одним из создателей национального драматического театра. Аскерби сказал мне: «Оставайтесь в Кабарде и продолжайте дело, которое вы начали в 1932 году, народ вам будет благодарен».
Тогда же была создана специальная комиссия по отбору способной молодёжи для будущего кабардинского хора, которую возглавил Александр Михайлович Покровский. Он сам ездил по кабардинским селениям и прослушивал юношей и девушек, обладающих хорошими вокальными и музыкальными данными. Было выбрано несколько десятков талантливых молодых людей, которые составили учебную группу. Обучение будущих певцов продолжалось больше года – они изучали музыкальную грамоту, вокальную технику, овладевали искусством хорового пения, а тем временем создание хора было оформлено документально. Параллельно с напряжённой учёбой будущие вокалисты были обязаны подготовить и концертную программу. 
В истории развития хорового искусства нашей республики была ещё одна яркая страница, связанная с именем профессионального музыканта. Немалый вклад в это дело внёс талантливый композитор Арсений Михайлович Авраамов, который на долгие годы связал своё творчество с музыкальной культурой Кабардино-Балкарии, переехав сюда вместе со своей большой семьей в 1935 году. В течение многих лет он собирал музыкальный фольклор народов Кавказа и Кабардино-Балкарии. Внимательно и кропотливо изучив народное музыкальное наследие кабардинского народа, Арсений Михайлович пришёл к выводу, что на его основе можно создать оригинальные вокальные произведения для многоголосого исполнения хором. 
Участвовал в создании нового музыкального коллектива и основоположник кабардинской советской литературы Али Шогенцуков. Он, будучи литературным консультантом Кабардинского хора, оказывал большую помощь руководителю и главному дирижёру А.М. Покровскому и композитору А.М. Авраамову в обработке и переложении на ноты старинных кабардинских песен, ранее не знавших хоровой формы исполнения. Благодаря ему в репертуар хора вошли песни и арии из опер русских и советских композиторов. Шогенцуков проделал большую работу по созданию и пропаганде профессиональной музыки и песенного народного творчества. Наряду со старинными песнями «Андемиркан», «Мартина», «Кербеч» в репертуаре хора появились лирические песни на слова Шогенцукова: «Хамид», «Накулен», «Лина-трактористка». 
Говоря современным языком, презентация Кабардинского хора в январе 1939 года прошла более чем успешно. Через две недели после сдачи программы – 1 февраля – состоялся первый концерт нового коллектива. Но на этом Александр Покровский не остановился. Перед ним стояла ещё одна важная задача – организация профессионального балкарского хора. Первый его концерт зрители увидели чуть позже – в августе 1940 года. Анонсируя это событие, композитор Трувор Карлович Шейблер в газете «Социалистическая Кабардино-Балкария» писал: «3 августа состоится первый концерт государственного балкарского хора. Этот молодой хор существует всего один год, но благодаря упорной и серьёзной работе он вырос в профессиональный коллектив. У него уже есть свой репертуар – обработки старинных и новых песен балкарского народа, песни советских композиторов. Несколько песен будут исполнены объединёнными силами двух коллективов – кабардинского и балкарского хоров».
Можно только гадать, с какой скоростью развивалась и каких высот достигла бы отрасль культуры и искусства в Кабардино-Балкарии, если бы всё не рухнуло в 1941 году. Впрочем, некоторый толчок для развития культуры Кабардино-Балкарии дали эвакуированные в Нальчик в годы войны именитые представители культурной интеллигенции страны. Но это уже совсем другая история…
Фото из личного архива А.М.Покровского предоставлено издателем Виктором Котляровым
Анна ХАЛИШХОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

18.04.2024 - 13:21

Не стало кинорежиссёра Мурата Джусоева

В Северной Осетии на 65-м году ушёл из жизни известный режиссёр и сценарист Мурат Георгиевич Джусоев. В разные годы он работал на Одесской киностудии, на Северо-Кавказской студии кинохроники. Заслуженный работник культуры республики, за вклад в развитие киноискусства Мурат Джусоев был награждён медалью «Во Славу Осетии».

17.04.2024 - 19:47

Год архитектуры в КБР

17 апреля в Государственной национальной библиотеке КБР им. Т.К. Мальбахова состоялось комплексное мероприятие, обусловленное важным событием. Глава республики Казбек Коков объявил 2024 год – Годом архитектуры в КБР.

16.04.2024 - 12:49

Киноэкспедиция в Тырныаузе

В Кабардино-Балкарии завершились съёмки драматического сериала «Аутсорс» с Иваном Янковским в главной роли. Как сообщили в пресс-службе администрации Эльбрусского района, съёмки проходили в Тырныаузе, в знаменитом пансионате «Иткол» и других живописных локациях.

15.04.2024 - 15:15

Культура республики возрождалась после войны

В апреле 1946 года из Москвы в Нальчик прибыл композитор С.Н. Ряузов. Он планировал совершить творческую поездку по республике, чтобы к 25-летию автономии написать несколько музыкальных произведений для местного ансамбля песни и пляски и симфонического оркестра.

15.04.2024 - 15:11

Гильотины для мобильных телефонов

Внутренний монолог