Вспоминая Инну Кашежеву

Стремительный взлёт молодой Инны Кашежевой ярко обозначен уже в «Атомном веке». Это было время безудержного утверждения идей торжества технического прогресса, над которым талантливо иронизировал Борис Слуцкий:

Что-то физики в почёте,
что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчёте, 
дело в мировом законе.
Значит, что-то не раскрыли мы, 
то, что следовало нам бы!
Значит, слабенькие крылья 
Наши слабенькие ямбы.

Иронию Б. Слуцкого в лирико-драматической интерпретации продолжила И. Кашежева. И вот на слова Инны Кашежевой знаменитый композитор Аркадий Островский пишет песню «Атомный век»: «В атомный век не хватит электронных машин, чтоб на вопрос ответить один // Меня ты любишь или нет?!»... Многие исполняли эту песню, но, на мой взгляд, только Муслиму Магомаеву удалось неподдельно драматизировать кашежевскую «безмятежную мятежность» и маршевый ритм этой песни.
Инна Иналовна Кашежева сразу же вписалась в стремительную динамику литературного процесса шестидесятников, «десантников» из XXI века» (Е. Евтушенко).
Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Римма Казакова, Тамара Жирмунская и, конечно же, никоим образом не затерявшаяся в этом величии имён Инна Кашежева постигали тогда свою противоречивую современность, своё понимание вдруг обретённого глотка свободы: «Мы пробивались сквозь табу // Искали чёрный ход//чтоб превратить её, толпу, //Опять в родной народ. //Мы поднимались в небеса...//Парили в облаках... //Остались наши голоса // Навеки в Лужниках».
Но в отличие от перечисленных выше шестидесятников, испытавших разочарование в художественных и идеологических двойных стандартах, Инна Кашежева сумела в дальнейшем укрепитъ свою душу врождённым поэтическим двоемирием и, следуя русской классике, считала Кавказ своим «чистилищем».
Всю свою поэтическую жизнь Инна Кашежева опережала нас своей высокой духовностью, которая только актуализируется так называемым «цифровым веком».

Мы жили праведно и строго
В тени отеческих могил.
И всё же мы забыли Бога,
А он нас помнил и любил...

Но, к сожалению, её присутствие (порой незримое) в нашем духовном пространстве и по сей день всё ещё остаётся малоизученным. Правда, чувство вины перед Инной Кашежевой несколько, как мне кажется, скрашивается замечательной книгой Ларисы Алоевой, которую она, признавая шедевр «Лунного камня», лунного света, назвала «Незаходящее солнце Инны Кашежевой».

Юрий ТХАГАЗИТОВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

21.07.2024 - 13:54

«Первым себя ударь…»

Продолжать прекрасные традиции своего народа, гордиться принадлежностью к нему – чем не секрет вечности любого этноса? На Кавказе всегда обращали внимание на происхождение человека, который чем-то проявил себя. Его слава, как и его позор, становились славой или позором всего рода. Адыги говорят: «Родовой признак проявляется до седьмого колена».

20.07.2024 - 20:50

Ода матери

В Национальном музее КБР состоялось открытие юбилейной персональной выставки академика Российской академии художеств, заслуженного художника РФ, народного художника КБР, преподавателя Санкт-Петербургской академии живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Хамида Савкуева. Экспозиция «Анэ» посвящена матери художника.

19.07.2024 - 11:29

Художник мирового уровня

20 июля исполняется 60 лет со дня рождения заслуженного художника России и народного художника Кабардино-Балкарии Хамида Савкуева.  Такими людьми как он, мы по праву можем гордиться. Хамид Владимирович – художник и скульптор мирового   уровня, но при этом его картины проникнуты духом адыгских традиций и культуры.

17.07.2024 - 10:56

Волшебная кисть

17 июля празднует свой юбилей  талантливый художник, лауреат государственной стипендии в области культуры и искусства Раиса Сосланбековна Ваниева.

16.07.2024 - 16:44

Рашид Локъяев. Сродни герою времени

С заочно знакомым по его творчеству я беседую в его офисе. Его приглашение имеет определённую цель: рассказать о древнем национальном ремесле читателям. Возможно, его пример подвигнет и других на добрые дела.