Художественная адаптация мифа в прозе Алима Теппеева

В настоящее время отмечается небывалая актуальность мифа в современной эпической прозе. Этому способствует стремление национальных писателей к масштабности и многомерности содержания, потребность в постижении духовного наследия народа.
Миф как знаковая структура детерминирован особенностями мышления этноса. Это со всей очевидностью проявлено в произведениях балкарского прозаика А. Теппеева. Особое внимание автора к возможностям применения мифа заметно на всех этапах творческой деятельности. Художник видоизменяет традиционные мифологические сюжеты, заимствуя изобразительные средства из фольклорного арсенала.
Миф и фольклорная эстетика определяются в содержании повести «Солнце, не заходи». Здесь в едином художественном поле находят отражение раздумья героев о судьбе народа, имеют место отсылки к эпическим сказаниям, транслируются древние мифы, песни, легенды. Намеченные в повести образы Хамзата и его внука Музафара, сюжет о родниковой долине были затем органично встроены автором в эпическое пространство романа «Мост Сират», здесь они раскрылись во всей глубине. В обоих произведениях проступают единые мотивы исторической памяти, единства человека и природы.
Миф занимает особое место и в контексте романа «Тяжёлые жернова», притчевость содержания которого можно проиллюстрировать на примере горы Сырбыт, являющейся средоточием духовной памяти. Персонифицируя природное явление, наделяя его разумом и речью, писатель стремился вложить в этот образ функцию повествователя прошлого. Сюжет строится на контрасте картин былого и настоящего, и основная проблематика – тема войны – раскрывается посредством мифологических параллелей.
Те же механизмы применяются писателем и в романе «Воля». 
Погружаясь в специфику этнического сознания предков, писатель детально воссоздаёт архаическую действительность того времени. Не всегда придерживаясь подлинности первоисточника, Теппеев видоизменяет миф, концептуально подстраивая заимствованный материал под идейный замысел повествования. Первичная структура мифа заменяется понятным современному читателю содержанием.
А. Теппеев неустанно напоминает о необходимости сохранения опыта предков. Писатель придаёт первостепенное значение пониманию людьми своей этнической идентичности, понимая, что стирание самобытности, унификация сознания могут привести к постепенному исчезновению малочисленных народов.
В серии романов А. Теппеева описываются древние сообщества людей, сохранявших и передававших индивидуальный культурный код своим потомкам. В целом произведения А. Теппеева иллюстрируют наличие редуцированных форм мифотворчества в современной балкарской прозе. 
В ходе анализа эпического наследия писателя закономерен вывод о том, что в методах реализации художественного мифологизма автор достиг качественных и весомых результатов, особенно в зрелом творчестве. Писатель силён в воссоздании архаики, в передаче самобытного этнического колорита. На примере последних трёх романов балкарского прозаика («Ас-Tax», «Баязир», «Золотой Хардар») становится очевидным глубокое знание А. Теппеевым национального фольклора и мифологии, хорошее владение языком архаического эпоса.
Благодаря усилиям таких авторов символический реализм как форма мифоэпического мышления приобрёл в национальной литературе новаторский характер, объединяя прямой и метафорический смыслы эпического повествования. Отличительной чертой произведений подобной направленности является выраженная философская проблематика. Иллюзия достоверности достигается писателем путём внедрения в текст периферийных сюжетных линий, заимствованных из мифа и художественно адаптированных к содержанию конкретного произведения. Теппеевская проза, ввиду своей неординарности и духовной ориентированности, обретает ещё большую актуальность в контексте нынешней нашей действительности. Художественное наследие А. Теппеева является уникальным явлением в национальной литературе и по достоинству оценено современниками.

 

Асият АТАБИЕВА, кандидат филологических наук

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

21.06.2024 - 16:25

Звуки Эльбруса под современные и классические ритмы

На следующих выходных - с 28 по 30 июня в Приэльбрусье запланировано грандиозное мероприятие – музыкальный фестиваль «Звуки Эльбруса».

20.06.2024 - 18:45

Чапай на Кавказе

1 октября 1938 года на советские экраны вышла картина молодого режиссёра Лео Арнштама «Друзья». В СССР это был первый художественный фильм, снятый о Северном Кавказе.  

20.06.2024 - 17:59

Что есть я?

Международный кинофестиваль «Кабардино-Балкария-2024» в самом разгаре. 

13.06.2024 - 16:27

Яркий праздник для детей

В сквере на пересечении улиц Идарова и Мовсисяна в столице Кабардино-Балкарии прошёл праздник для самых маленьких жителей микрорайона «Стрелка»: игры со сказочными персонажами сделали летний день ещё более ярким.

13.06.2024 - 16:08

Я вижу жизнь в глазах людей

В выставочно-коммуникационном центре «Симпэкс» (Ессентуки) проходит персональная выставка работ «Там, где я» фотохудожника Александра Подва, представившего около ста творческих произведений.