|
Художественная адаптация мифа в прозе Алима Теппеева
28 сентября, 2022 - 14:52
В настоящее время отмечается небывалая актуальность мифа в современной эпической прозе. Этому способствует стремление национальных писателей к масштабности и многомерности содержания, потребность в постижении духовного наследия народа.
Миф как знаковая структура детерминирован особенностями мышления этноса. Это со всей очевидностью проявлено в произведениях балкарского прозаика А. Теппеева. Особое внимание автора к возможностям применения мифа заметно на всех этапах творческой деятельности. Художник видоизменяет традиционные мифологические сюжеты, заимствуя изобразительные средства из фольклорного арсенала.
Миф и фольклорная эстетика определяются в содержании повести «Солнце, не заходи». Здесь в едином художественном поле находят отражение раздумья героев о судьбе народа, имеют место отсылки к эпическим сказаниям, транслируются древние мифы, песни, легенды. Намеченные в повести образы Хамзата и его внука Музафара, сюжет о родниковой долине были затем органично встроены автором в эпическое пространство романа «Мост Сират», здесь они раскрылись во всей глубине. В обоих произведениях проступают единые мотивы исторической памяти, единства человека и природы.
Миф занимает особое место и в контексте романа «Тяжёлые жернова», притчевость содержания которого можно проиллюстрировать на примере горы Сырбыт, являющейся средоточием духовной памяти. Персонифицируя природное явление, наделяя его разумом и речью, писатель стремился вложить в этот образ функцию повествователя прошлого. Сюжет строится на контрасте картин былого и настоящего, и основная проблематика – тема войны – раскрывается посредством мифологических параллелей.
Те же механизмы применяются писателем и в романе «Воля».
Погружаясь в специфику этнического сознания предков, писатель детально воссоздаёт архаическую действительность того времени. Не всегда придерживаясь подлинности первоисточника, Теппеев видоизменяет миф, концептуально подстраивая заимствованный материал под идейный замысел повествования. Первичная структура мифа заменяется понятным современному читателю содержанием.
А. Теппеев неустанно напоминает о необходимости сохранения опыта предков. Писатель придаёт первостепенное значение пониманию людьми своей этнической идентичности, понимая, что стирание самобытности, унификация сознания могут привести к постепенному исчезновению малочисленных народов.
В серии романов А. Теппеева описываются древние сообщества людей, сохранявших и передававших индивидуальный культурный код своим потомкам. В целом произведения А. Теппеева иллюстрируют наличие редуцированных форм мифотворчества в современной балкарской прозе.
В ходе анализа эпического наследия писателя закономерен вывод о том, что в методах реализации художественного мифологизма автор достиг качественных и весомых результатов, особенно в зрелом творчестве. Писатель силён в воссоздании архаики, в передаче самобытного этнического колорита. На примере последних трёх романов балкарского прозаика («Ас-Tax», «Баязир», «Золотой Хардар») становится очевидным глубокое знание А. Теппеевым национального фольклора и мифологии, хорошее владение языком архаического эпоса.
Благодаря усилиям таких авторов символический реализм как форма мифоэпического мышления приобрёл в национальной литературе новаторский характер, объединяя прямой и метафорический смыслы эпического повествования. Отличительной чертой произведений подобной направленности является выраженная философская проблематика. Иллюзия достоверности достигается писателем путём внедрения в текст периферийных сюжетных линий, заимствованных из мифа и художественно адаптированных к содержанию конкретного произведения. Теппеевская проза, ввиду своей неординарности и духовной ориентированности, обретает ещё большую актуальность в контексте нынешней нашей действительности. Художественное наследие А. Теппеева является уникальным явлением в национальной литературе и по достоинству оценено современниками.
Асият АТАБИЕВА, кандидат филологических наук
26.12.2024 - 14:40 |
Перед Новым годом воспитанный Камин рассказывает волшебную сказку, помогая ему, Огонь и Ветер дуэтом читают, Белый Олень поёт с кавказским акцентом, а Маленькая Разбойница гоняет на байке. |
24.12.2024 - 11:55 |
В Москве прошла выставка-ярмарка народных художественных промыслов «Ладья. Зимняя сказка-2024». Это главное событие в мире народного искусства, которое способствует взаимообогащению культур и укреплению дружеских связей между народами России. Организатором выступила ассоциация «Народные художественные промыслы России» при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Торгово-Промышленной палаты России.
|
23.12.2024 - 14:55 |
Летом 2022 года в Нальчике прошёл международный кинофестиваль «Кабардино-Балкария - 100». В числе его почётных гостей была народная артистка России Светлана Немоляева. Она представляла дебютный фильм своей внучки Полины Лазаревой, в котором сыграла главную роль.
|
22.12.2024 - 19:36 |
Свежий взгляд на театр, не разрушающий его сути, полная отдача на сцене и смелые эксперименты – актёры нынешнего поколения не боятся искать новые подходы к роли и необычные способы воплощения персонажа. Они оперируют своими эмоциями, живыми и искренними, и способны убедить зрителя в правдивости собственных переживаний на сцене. |
19.12.2024 - 13:32 |
На днях по сети заплясал список самых модных слов года, пробудивший к жизни старый как мир спор между современными «западниками» и «славянофилами» и укрепивший меня в столь же старой мысли о том, что гуманитарные знания ещё сильнее потеснены с занимаемых позиций на пути к бесславной кончине. Впрочем, так ли всё безнадёжно?
|
|