«Чайка» глазами студентов ГИТИСа

В Кабардинском государственном драматическом театре имени Али Шогенцукова прошёл спектакль студентов ГИТИСа «Чайка» в постановке Татьяны Морозовой в рамках фестиваля дипломных спектакле «Старт в будущее».
Мастерская Бориса Морозова привезла в Нальчик признанную и знакомую всем классику – пьесы Чехова знают даже те, кто далёк от театра. Тем сложнее актёрам и режиссёру удивить зрителя, ведь знаменитая «Чайка» на театральных подмостках очень частый гость (хотя самая первая постановка в 1896 году с треском провалилась). 
Трагикомедия Чехова сочетает в себе иронию, тонкий психологизм и глубину образов, ставя перед постановщиками и актёрами непростую задачу – передать весь пласт переживаний и рефлексии так, чтобы зритель понял и поверил. 
Эта интерпретация Чехова обладает современным привкусом – это ощущается и в элементах костюмов главных героев и в декорациях. Впрочем, совсем уж переносить героев в наше время актёры и режиссёр не собираются, оставляя за зрителем право трактовать увиденное по своему усмотрению. 
Та же постановка Треплева навевает мысли одновременно и о декадентах, и о современных перфомансах, как бы показывая, что противостояние новых веяний искусства и конформизма – история вечная, сопровождающая развитие культуры на каждом новом её витке. Если задуматься, именно из этой борьбы в конечном итоге и рождается что-то по-настоящему ценное.
Одним из центральных мотивов становится тема молодого творца, сталкивающегося с неприятием окружающих. Однако при этом спектакль многогранен, каждый герой обладает ярким характером и запоминается. Например, Маша в своём добровольном трауре по всему миру тоже ведёт тихую борьбу с обыденностью, резко отличаясь от остальных героев, одетых в светлые тона. 
Отдельного упоминания заслуживает музыкальное оформление – в постановке звучат композиции Григория Гоберника и песни группы «Sammy». Да и в целом музыка играет в спектакле большую роль – недаром на переднем плане мы видим фортепиано и барабанную установку. Акустическая составляющая выгодно выделяет все переживания героев, становясь удачным обрамлением действия.
Ритм спектакля кажется немного рваным, взрывы экспрессии чередуются с медлительными, вязкими сценами. Такие эмоциональные качели, как ни странно, делают постановку более реалистичной, дают зрителю время немного заземлиться и обдумать увиденное. В общем-то, это правильно, ведь Чехов в своём творчестве исследует человеческую душу, находящуюся в совершенно разных состояниях. 
Сложно сказать, удалось ли студентам ГИТИСа привнести что-то новое в классическую постановку, но искренность и органичность, с которой они выходят на сцену, определённо заслуживает внимания. 
Оксана СОКОЛОВА. Фото Артура Елканова

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

26.12.2024 - 14:40

Нестандартная «Снежная королева»

Перед Новым годом воспитанный Камин рассказывает волшебную сказку, помогая ему, Огонь и Ветер дуэтом читают, Белый Олень поёт с кавказским акцентом, а Маленькая Разбойница гоняет на байке.

24.12.2024 - 11:55

Зимняя сказка

В Москве прошла выставка-ярмарка народных художественных промыслов «Ладья. Зимняя сказка-2024». Это главное событие в мире народного искусства, которое способствует взаимообогащению культур и укреплению дружеских связей между народами России. Организатором выступила ассоциация «Народные художественные промыслы России» при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Торгово-Промышленной палаты России.

23.12.2024 - 14:55

«В жутких розочках»

Летом 2022 года в Нальчике прошёл международный кинофестиваль «Кабардино-Балкария - 100». В числе его почётных гостей была народная артистка России Светлана Немоляева. Она представляла дебютный фильм своей внучки Полины Лазаревой, в котором сыграла главную роль.

22.12.2024 - 19:36

Новые грани и возможности искусства

Свежий взгляд на театр, не разрушающий его сути, полная отдача на сцене и смелые эксперименты – актёры нынешнего поколения не боятся искать новые подходы к роли и необычные способы воплощения персонажа. Они оперируют своими эмоциями, живыми и искренними, и способны убедить зрителя в правдивости собственных переживаний на сцене.

19.12.2024 - 13:32

Брейнрот полный и окончательный

На днях по сети заплясал список самых модных слов года, пробудивший к жизни старый как мир спор между современными «западниками» и «славянофилами» и укрепивший меня в столь же старой мысли о том, что гуманитарные знания ещё сильнее потеснены с занимаемых позиций на пути к бесславной кончине. Впрочем, так ли всё безнадёжно?