ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ
Эту фразу поймут сегодня не все. Она из знаменитого когда-то на всю страну детско-юношеского киносериала «Гостья из будущего», снятого по чуть менее знаменитой повести «Сто лет тому вперёд» Кира Булычёва, чей день рождения отмечается в октябре. Для поклонников его творчества это ещё одна возможность поностальгировать.
Я сказал «чуть менее знаменитой» не потому, что литературный первоисточник хуже. Наоборот, он во многом лучше, поскольку в нём гораздо больше интересных приключений. И не только их, но и вообще необходимых фантастическому произведению атрибутов, в киноверсию, увы, не вошедших – их не тянули спецэффекты позднесоветского кинематографа, который в этом плане, при всём моём к нему уважении, остался примерно на том же уровне, что и раннесоветский. А менее знаменит литературный первоисточник просто потому, что менее знаком широкой публике, виной чему странная «избирательность» советского книгоиздания (при всём моём уважении и к нему тоже).
Судите сами: я, к примеру, далеко не сразу сообразил, что Алиса из «Гостьи из будущего», Алиса из культового советского мультфильма «Тайна третьей планеты» и Алиса из повести «Узники Ямагири-Мару» – одна и та же девочка, и что она же является героиней вышедших чуть позже фильмов «Лиловый шар» и «Остров ржавого генерала». И что Весельчак У в «Гостье из будущего» (которого блистательно сыграл Вячеслав Невинный) и толстый уродец из «Тайны третьей планеты» – один и тот же персонаж. Сообразил я это только после того, как фамилия Селезнёва мелькнула где-то в третий раз. Да что там фамилия! Мы даже о том, что «Лиловый шар» снят по книге, узнали только лет через десять! А ведь был ещё мультфильм «Два билета в Индию», где фигурировала та же Алиса, о чём мы догадались ещё позже. И всё из-за той самой «избирательности»!
Причём «избирательность» – это ещё я мягко выразился! На самом деле с чистой совестью могу заявить – советское книгоиздание бессовестно обделило детвору. Ведь книг про Алису Кир Булычёв только в советское время написал двадцать две! А издано было всего пять книжек, да и тех было не достать ни за какие деньги. Причём «Узников Ямагири-Мару» и «Подземную лодку» вообще можно было прочесть лишь частями в журнале «Юный техник». Я вообще точное количество всех книг из цикла про Алису установил, когда мне стукнуло сорок. Где, спрашивается, было всё это великолепие, когда мы, «книжные дети, не знавшие битв», только росли? Его не было.
Впрочем, это всё в сторону. Сейчас я хотел бы крикнуть: «Автора!». Зовут его вовсе не Кир Булычёв, про что мы тоже узнали не тогда и с огромным удивлением. Настоящее его имя Игорь Можейко, а псевдоним скомпонован из имени жены Киры и девичьей фамилии матери писателя Марии Михайловны Булычёвой. Цикл про Алису – самое знаменитое его творение, хотя он написал множество романов для взрослых, научных трудов и стихов. Книги его были экранизированы более двадцати раз – рекорд, не побитый ни одним советским фантастом. Из известных зрителю – «Подземелье ведьм» с Сергеем Жигуновым и Дмитрием Певцовым. Это, кстати, тоже часть литературного цикла про агента Космофлота Андрея Брюса (также, между прочим, бывшего малодоступным). Сейчас найти его не составляет труда, но найдёт ли это такой же отклик? Сомневаюсь! И это прискорбно, друзья мои.
Ведь если брать «по гамбургскому счёту», то романы вполне читабельны и сегодня. Например, цикл про доктора Павлыша – настоящий фантастический триллер, до которого далековато многим и многим современным авторам. Да и не только он.
В подтверждение – подборка цитат: «Ты всегда так – начнёшь разбирать книги, зачитаешься через десять минут. И уборке конец». «Любая романтика не выдерживает яркого света». «Тут очень опасные звери. – Но ведь я царь природы! – Звери об этом не знают. Они необразованные». «В экспедиционном катере должны быть первобытные вещи – верёвки, крючья. Обстоятельства бывают столь неожиданными, что вся технология космического века оказывается бессильной без куска троса». «Это великое счастье – что есть на свете руки, которые умеют делать тебе добро». «А рядом с силой присядет и предательство – слабость, которая ради того чтобы примазаться к силе, готова топтать ногами ещё более слабых». «Людям пожившим, взрослым, часто кажется, что дети не бывают одинокими, что они и не подозревают о смерти. А у многих детей наступает такая тоска, что они рады бы умереть». «Они (взрослые), как правило, хуже детей, потому что дети врут о простых вещах и ради простых вещей. А взрослые порой врут так сложно, что сами уже не знают, с чего начали и чего хотят». Каково? Кафка вместе с Ремарком – не меньше!
В общем, хочется надеяться, что с нашим поколением любовь к Алисе (кстати, в исполнительницу этой роли Наташу Гусеву многие и правда влюбились по уши) не пропадёт. Я, во всяком случае, хотел бы как-нибудь посетить аллею имени Алисы Селезнёвой – говорят, есть такая в парке Дружбы в Москве.