Как действовать, если не согласен с протоколом сотрудника ГИБДД?
Старший помощник прокурора КБР по правовому обеспечению Жанна Соттаева пояснила, что в таких случаях водители зачастую просто отказываются подписывать протокол. Это неправильно, так как протокол является документом, где перечисляются обстоятельства правонарушения и которым запускается административное производство по делу.
До 2014 г., отмечает Соттаева, протокол являлся обязательным документом, который всегда составлялся инспектором ГИБДД. Если водитель выражал несогласие с протоколом, он отправлялся в ГИБДД для последующего разбора. С 2021 году сотрудник ГИБДД сразу выносит постановление о штрафе, и водитель может его обжаловать. И уже для этого инспектор составляют протокол.
Есть ситуации, замечает Соттаева, при которых инспектор не может выписать постановление сразу - когда санкция предусматривает административный арест или же лишение прав. Тогда в обязательном порядке составляется протокол, и дело направляется в суд. Поскольку протокол не является документом, вменяющим вину водителю, обжалованию он не подлежит. Протоколом только открывается дело об административном нарушении. В нём водитель может изложить свою версию обстоятельств происшествия.
Если же инспектор ГИБДД отказывает в составлении протокола, нужно указать своё несогласие в любом месте постановления и написать, что инспектор отказался составлять протокол.
Вину за водителем закрепляет постановление, если водитель не согласен с вменяемыми ему санкциями, он имеет право их обжаловать вышестоящему должностному лицу ГИБДД или в территориальный суд по месту совершения правонарушения.
Даже если человек считает, что назначенный ему штраф незаслуженный, протокол обязательно нужно подписать. Отсутствие подписи ничего не даст, он все равно будет действительным. Когда дело передаётся в суд для рассмотрения, обычной фразы «не согласен» недостаточно. Нужно подкрепить её доводами. В бланке протокола есть поле с «объяснениями и замечаниями по содержанию документа». Там водитель должен не только выразить своё несогласие, но и обосновать его. Если там не хватает места, можно попросить у инспектора чистый лист и написать всё на нём, поставив под объяснениями свою подпись. В протоколе нужно указать, что обстоятельства изложены на отдельном листке и нужно сделать фото прилагаемого листа к протоколу на случай, если инспектор его потеряет. При этом не нужно слушать сотрудника, что якобы нельзя делать какие-либо записи в протоколе, это неправда.
Большинство водителей графу «замечания по протоколу» оставляют незаполненной, и это одна из главных ошибок. В неё обязательно необходимо вносить замечания относительно всех обстоятельств, которые имеют значение для оформления нарушения, к примеру, «не согласен с показаниями алкотестера», «не видно разметки, а вменяется её нарушение» и т. д. Такие замечания потом позволят сформировать позицию для защиты интересов водителя в суде, или у должностного лица. Именно в связи с отсутствием замечаний в протоколе судьи зачастую не признают наличия нарушений в оформлении материалов, говорит Соттаева. Вместе с тем суды ориентируются на то, что отсутствие объяснений и замечаний возможно в том случае, если протокол составляют в отсутствие нарушителя. Если протокол подписан правильно, в любом случае есть возможность избежать наказания, так как сотрудник мог допустить процессуальные нарушения, о которых вначале не догадываются.