Принципиально невозможно

Что делать, если отказывают в госпитализации в медицинское учреждение?
Старший помощник прокурора КБР по правовому обеспечению Жанна Соттаева пояснила, что при отказе направить к вам «скорую помощь» действовать нужно всегда одинаково: потребовать, чтобы диспетчер назвал номер вашего обращения; подчеркнуть, что существует реальная угроза жизни или здоровью пациента; сообщить, что отказ в приезде «скорой помощи» подпадает под статьи 124, 125 Уголовного кодекса РФ «Неоказание помощи больному» и «Оставление в опасности», и сказать, что подадите заявление в полицию.
Нужно помнить: диспетчер всё-таки имеет право не направить к вам «скорую», если он сочтёт, что это ложный вызов или нет необходимости в экстренной или скорой помощи. За свои решения он несёт прямую ответственность, в том числе уголовную – в случае смерти больного или серьёзного урона здоровью. Все звонки «скорой» записываются.
Если врач «скорой помощи» отказывается забирать больного в больницу, но, на ваш взгляд, сделать это необходимо, нужно позвонить в диспетчерскую и настаивать на госпитализации.
Если это не помогает, нужно набрать номер горячей линии местного органа здравоохранения. Отказать в медицинской помощи вам не могут в принципе: статья 41 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. А это значит, что вопрос только в том, как классифицировать вашу ситуацию и о какого рода медицинской помощи пойдёт речь: экстренной, скорой или нет, бесплатной или платной.
Более того, говорит Соттаева, даже коммерческие организации, которые оказывают исключительно платные услуги, не вправе отказать больному в помощи. Помимо отдельного договора с юридической точки зрения, с каждым пациентом они заключают публичный договор в соответствии со статьёй 426 Гражданского кодекса РФ, что служит своеобразным общественным контролем.
Не вправе отказать – не означает, что клиника должна работать бесплатно, сказать «нет» коммерческая организация может ценой, которая не устроит пациента; в каждом учреждении есть утверждённый директором перечень оказываемых услуг и их стоимость. Если же организация всё-таки отказала в заключении публичного договора, то для неё наступает гражданско-правовая ответственность. Можно обратиться в суд с иском о принуждении к заключению договора. Если у вас есть полис обязательного медицинского страхования, то вас дополнительно защищает Федеральный закон № 323. Согласно ему учреждениям, работающим по OMС, запрещено отказывать в медицинской помощи застрахованным. Получить информацию, работает ли коммерческая структура в рамках OMС, можно у самого учреждения или на сайте Фонда обязательного медицинского страхования.
В законе сказано, подчёркивает Соттаева, что пациенту обязаны оказать экстренную помощь в стационаре, если есть угроза его жизни, он пребывает в состоянии, которое требует коррекции в отделениях реанимации и интенсивной терапии, пребывает в состоянии, которое угрожает жизни и здоровью окружающих.
Иногда в госпитализации отказывают из-за того, что в больнице нет нужного оборудования или специалистов. Но и тогда, поясняет старший помощник прокурора КБР, медработники обязаны дать направление для госпитализации в другое медицинское учреждение, сопроводив его пояснениями и рекомендациями, а также сделать запись об этом в специальном медицинском журнале.
Если вы сами привезли больного в больницу, а вам и на месте отказывают в госпитализации, для начала нужно убедиться, что вопрос нельзя решить беседой на месте. Персонал учреждения, куда привезли больного, обязан оказывать ему помощь до тех пор, пока сохраняется угроза жизни.
Если этого не происходит, необходимо зафиксировать проявленное отношение к больному всеми доступными способами: вести видео- или аудиозапись, потребовать у врача письменный отказ, хотя вряд ли врач его напишет; прямо на месте самостоятельно составить документ о факте отказа и попросить свидетелей происходящего подписать его. Кроме того, нужно попросить очевидцев оставить вам паспортные данные и свои контакты, чтобы в случае судебного спора можно было заявить подписавших как свидетелей и попросить вызвать их на допрос в судебном заседании.
Если не удалось по-хорошему решить вопрос с врачом, необходимо переговорить с главным врачом, заявить ему жалобу и попытаться воздействовать через страховую компанию.
Порядок действий такой: узнать ФИО врача и его должность. Узнать эти же данные главврача, либо его заместителя или любого, кто исполняет эту функцию в данный момент. Подробно изложить ситуацию главврачу, составить письменную жалобу на врача, в свободной форме рассказав, что произошло и о чём вы просите. Параллельно нужно зафиксировать факт обращения на видео.
Ответ на жалобу руководитель обязан предоставить в письменной форме в течение 30 дней.
Соттаева советует также позвонить в страховую организацию и описать ситуацию (её данные указаны в полисе обязательного медицинского страхования). Нужно попросить сотрудников страховой компании в режиме реального времени переговорить с руководством больницы, проинформировать о ваших правах, предложить варианты дальнейших действий, сообщить адрес ближайшего медицинского учреждения, где можно получить помощь, зафиксировать вашу жалобу на больницу и врача, провести проверку деятельности медучреждения, организовать юридическую защиту ваших прав как пациента.
Чаще всего на данном этапе удаётся полностью решить вопрос и получить медицинскую помощь надлежащего качества. Если же конфликт по-прежнему не будет исчерпан, придётся обратиться в другое медицинское учреждение или к другому специалисту.
Контроль качества предоставления медицинских услуг и работы конкретной больницы осуществляет соответствующий департамент регионального министерства здравоохранения. Вы всегда можете написать туда жалобу, в которой нужно указать все обстоятельства дела, приложив к заявлению копии доказательств. Необходимо чётко изложить просительную часть: что конкретно вы хотите от государственного органа. Сдать жалобу можно лично, предварительно распечатав её в двух экземплярах (на одном из них поставить отметку о том, что жалоба принята), по почте (с описью вложения), в электронном виде, если такая возможность указана на сайте ведомства, в полицию и прокуратуру.
Решить проблему можно и в судебном порядке. К иску нужно приложить копии всех документов и доказательств, подтверждающих ваши слова и размер заявленных требований. Например, расчёт компенсации потери работоспособности, доказательства оплаты услуг, которые врач обязался оказать (если это платная коммерческая клиника), чеки, кредитный договор и так далее. Очень важно, отмечает Соттаева, иметь письменные доказательства понесённых убытков, в том числе из-за того, что пришлось обратиться в медицинское учреждение в другом городе. Тогда необходимо приложить проездные билеты, чеки из гостиницы и так далее, заявив при этом и о том, что вам нанесли моральный ущерб. Суды обычно встают на сторону пациентов.

Ляна КЕШ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

22.11.2024 - 18:54

Прокуратура сообщает

Смена правил авторизации С 1 декабря меняются правила авторизации на российских сайтах.

22.11.2024 - 18:38

УФСИН сообщает

В СИЗО-1 пресечена доставка запрещённых предметов  Сотрудники следственного изолятора №1 УФСИН России по КБР задержали двоих при попытке перебросить на территорию 12 мобильных телефонов и сим-карт. Полимерный свёрток с запрещёнными предметами изъяли. По данному факту проводится проверка.

22.11.2024 - 17:46

Оспорить завещание

Кто может оспорить завещание?

22.11.2024 - 11:45

Полиция сообщает

Решила повторить Сотрудники уголовного розыска МО МВД России «Баксанский» задокументировали факт повторной незаконной реализации спиртосодержащей продукции в магазине на улице Шукова в Баксане. 50-летнюю владелицу торговой точки ранее наказали штрафом на 30 тысяч рублей.

21.11.2024 - 17:50

Потребовать включения своих требований в специальный реестр

Каковы правовые последствия банкротства застройщиков?