|
Мог стать классиком национальной литературы
16 ноября, 2022 - 12:57
Исполнилось 115 лет со дня рождения кабардинского поэта, драматурга Магомеда Аубекировича Афаунова. В 30-х годах прошлого века он стал инициатором перевода кабардинской письменности с латиницы на русскую графику.
М. Афаунов внёс немалый вклад в развитие национальной драматургии. Его пьеса «МафIэ» (Пламя), написанная в 1935 году, была в числе первых драматических произведений кабардинской советской литературы. Автор затронул актуальную в те годы тему колхозного строительства и классовой борьбы в кабардинском селе. В пьесе утверждалась закономерность революционного переустройства, перевода сельского хозяйства на колхозный путь развития. Возможно, если бы не трагические события, помешавшие развиться таланту М. Афаунова, наша республика получила бы ещё одного яркого классика национальной литературы.
Он родился в 1907 году в селении Псыгансу. Окончил сельскую школу, а с 1927-го по 1930 год обучался в совпартшколе при Ленинском учебном городке в Нальчике. Здесь он делал свои первые творческие шаги в литературном кружке. В 1933 году окончил газетное отделение Коммунистического университета в Ростове-на-Дону.
После окончания учёбы Магомед Афаунов работал редактором кабардинского отдела в газете «Социалистическая Кабардино-Балкария» (ныне «Кабардино-Балкарская правда»), затем руководил Кабардино-Балкарским национальным издательством. Состоял в Союзе писателей КБАО, заведовал кабардинским сектором его оргкомитета. Он редактировал подготовленную издательством брошюру на кабардинском языке «Речь т. Сталина в Кремлёвском дворце на выпуске академии Красной Армии», принимал участие в выпуске брошюры на кабардинском языке «Доклад т. Сталина о проекте Конституции СССР».
В мае 1937 года М. Афаунова арестовали по ложному обвинению в «активной буржуазно-националистической деятельности». Он виновным себя не признал. Магомед Аубекирович был осуждён Военной коллегией суда СССР и приговорён к десяти годам тюремного заключения. Он умер в тюрьме в 1942 году.
Начало творчества Магомеда Афаунова относится к середине 20-х годов прошлого века. Безусловно, он был гражданином своего времени – уже первые стихи молодого поэта отмечены ярко выраженным революционно-романтическим пафосом. Его стихи вошли в первый поэтический сборник кабардинских поэтов «Япэ лъэбакъуэ» (Первый шаг), который был издан в Нальчике в 1933 году. Опубликованы они были и в изданном в Москве сборнике (1935 г.). Тогда же Афаунов издаёт сборник стихов «Октябрь», где воспел героев эпохи. Отображая характерные черты советской действительности, автор клеймил позором противников советской власти, призывал к борьбе с ними и бдительности граждан. Как поэт и драматург Афаунов подавал большие надежды и мог сделать много, если бы не ранняя смерть. Через пятнадцать лет после его смерти – в 1957 году Президиум Верховного суда КБАССР реабилитировал драматурга. Но вернуть республике талантливого литератора это, конечно, не помогло.
26.12.2024 - 14:40 |
Перед Новым годом воспитанный Камин рассказывает волшебную сказку, помогая ему, Огонь и Ветер дуэтом читают, Белый Олень поёт с кавказским акцентом, а Маленькая Разбойница гоняет на байке. |
24.12.2024 - 11:55 |
В Москве прошла выставка-ярмарка народных художественных промыслов «Ладья. Зимняя сказка-2024». Это главное событие в мире народного искусства, которое способствует взаимообогащению культур и укреплению дружеских связей между народами России. Организатором выступила ассоциация «Народные художественные промыслы России» при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Торгово-Промышленной палаты России.
|
23.12.2024 - 14:55 |
Летом 2022 года в Нальчике прошёл международный кинофестиваль «Кабардино-Балкария - 100». В числе его почётных гостей была народная артистка России Светлана Немоляева. Она представляла дебютный фильм своей внучки Полины Лазаревой, в котором сыграла главную роль.
|
22.12.2024 - 19:36 |
Свежий взгляд на театр, не разрушающий его сути, полная отдача на сцене и смелые эксперименты – актёры нынешнего поколения не боятся искать новые подходы к роли и необычные способы воплощения персонажа. Они оперируют своими эмоциями, живыми и искренними, и способны убедить зрителя в правдивости собственных переживаний на сцене. |
19.12.2024 - 13:32 |
На днях по сети заплясал список самых модных слов года, пробудивший к жизни старый как мир спор между современными «западниками» и «славянофилами» и укрепивший меня в столь же старой мысли о том, что гуманитарные знания ещё сильнее потеснены с занимаемых позиций на пути к бесславной кончине. Впрочем, так ли всё безнадёжно?
|
|