Кто решает судьбу публикаций, признаваемых запрещёнными, с последующим удалением из интернета?
Старший помощник прокурора КБР по правовому обеспечению Жанна Соттаева пояснила, что решение этого вопроса в компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Также суд может признать информацию в сети Интернет как информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Об этом сказано в статье 15.1 ФЗ № 149.
Недавно подобное дело было рассмотрено Прохладненским районным судом в порядке упрощённого письменного производства по административному исковому заявлению прокурора города Прохладного к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по КБР. В иске прокурор г. Прохладного просил признать информацию запрещённой и обязать Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по КБР ограничить доступ к ней. Суд досконально изучил все доводы административного искового заявления и тщательно исследовал материалы дела. Часть 6 статьи 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещает распространение информации, пропагандирующей войну, разжигающей национальную, расовую или религиозную ненависть и вражду, а также ту, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Закон, говорит Соттаева, обязывает создавать единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющий идентифицировать сайты, содержащие запрещённую информацию. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Основанием для включения в него определённых сведений, помимо решения уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти, являются также вступившие в законную силу решения суда о признании информации сведениями, распространение которых в Российской Федерации запрещено.
В судебном решении указывалось, что в материалах дела фигурирует видеоролик, который содержит пропагандистскую информацию, способствующую вовлечению в противоправную деятельность, и призывающую к активным преступным действиям. Следовательно, этот информационный материал может быть использован в ходе организации мероприятий, направленных на воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти и правоохранительных структур, что идёт вразрез с интересами граждан по признакам их отношения к религии. Доступ к просмотру этого видеоматериала могут получить несовершеннолетние, что также противоречит интересам общества. Нахождение данного информационного видеоматериала в сети Интернет при противоправном и пропагандистском потенциале может способствовать совершению террористических и экстремистских преступлений, в связи с чем он был признан судом запрещённым. Суд предписал Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ограничить к нему доступ. Так что, отмечает Соттаева, запрету предшествует скрупулёзный анализ информации на её соответствие закону.