Одноэтажный домик с навесом. Седовласый, жилистый, с пронзительными, но добрыми голубыми глазами дедушка Султан греется под лучами солнца, поворачивая в руках простую деревянную трость. Ещё несколько лет назад он колесил на стареньких «Жигулях» по селу и самостоятельно занимался хозяйством. Теперь ноги стали подводить, но взгляд Султана Хажумаровича всё так же полон жизни и добра ко всему, что его окружает. Невозможно поверить, что позади военное прошлое, безмерная боль и человеческие страдания, свидетелем которых он стал…
Султану Хажумаровичу Бетрозову 101 год, он ветеран Великой Отечественной войны, человек-легенда, живой героический пример, ведёт мирную и спокойную жизнь в родном селении Хатуей. Он родился 20 декабря 1921 года. Когда началась Великая Отечественная война, Султан Хажумарович уже служил в рядах Красной Армии. Почти сразу вместе с боевыми товарищами он попал в плен и оказался в немецком концлагере в городе Белая Церковь на Украине. Султан был новобранцем, не прослужившим даже месяца, и сразу был отправлен на фронт, на Украину – в Винницу. Командиром их воинской части стал молодой лейтенант, который также не имел боевого опыта. Ребят захватили в плен, а молодого офицера фашисты расстреляли. Так Султан со своими боевыми товарищами оказался в плену, ему довелось побывать в нескольких концлагерях. Султан Хажумарович думает о прошлом, в памяти снова возникают страшные воспоминания о жизни в концентрационных лагерях.
– Пленных поставили в одну шеренгу, и немцы зарокотали на своём грубом языке, видимо, отдавая команды своим солдатам. Затем нас, как скотину, которую отправили на убой, загнали в лагерь, огороженный колючим забором. Так началась моя мучительная жизнь в лагере. Каждый день напоминал нескончаемый ад: унижения, голод, бесчеловечная жестокость фашистов. Питались мы переваренной брюквой, которая, кажется, и не имела вкуса, а напоминала постную неприятную жижу. Практически каждый день похоронная бригада (команда из нескольких наших) вывозила трупы умерших от голода и пыток. Те, кто был в этой бригаде, ухитрялись доставать иногда хлеб или папиросы, которые можно было обменять на еду, питьё. Как-то они вновь прибыли, чтобы забрать очередной «мёртвый груз», и кто-то при этом случайно толкнул меня, я ругнулся на родном, так как он был непонятен никому из местных. Но вдруг кто-то из бригады, услышав меня, повернулся ко мне и спросил на чистейшем кабардинском: «Уэри уадыгэ?» («Ты тоже кабардинец?»).
– На минуту на измученных лицах мелькнула тоскливая улыбка. Мы будто на миг вернулись на родину, к своим близким, родным, в свой прекрасный родной край. А потом улыбка сошла с лиц, когда пришлось вернуться в реальность. Но с тех пор он начал мне помогать, подкидывал папиросы, рискуя жизнью. В свою очередь я обменивал их на еду, приносил товарищам, делился с ними. Так мы и выживали, – вспоминает Бетрозов.
Концлагеря сменяли друг друга, толпы пленных то редели, то пополнялись. Казалось, никогда этому аду не будет конца. В 1942–1943 годах Султан попал в лагерь, который находился на территории Эстонии. Те годы Султан вспоминает как самые тяжёлые.
– Полицаи из местных отличались особой жестокостью, пытали, мучили пленных. Сбежать было не так уж трудно, однако смысла в этом, к сожалению, не было. Местные с удовольствием выдавали всех, кто сбегал. Их ждала неминуемая смерть. Поэтому никто не рисковал. Но меня никогда не покидала мысль о возможности вернуться на родину, увидеть свою семью, своих родных, увидеть дом, – рассказывает Султан. – Последняя точка концлагерного маршрута находилась также в Прибалтике, однако нас отправили туда не по суше, а по морю.
И здесь случилось долгожданное чудо – Султану Хажумаровичу и его русскому товарищу удалось сбежать. Однако их ожидали новые испытания.
– Попали в фильтрационный лагерь. Допрашивали нас долго и каждый день. Мы просили, чтобы нас отправили на фронт. Но нам никто не верил, ведь по сталинскому указу таких, как мы, приравняли к врагам народа. После двух месяцев пыток нас в итоге осудили на десять лет и отправили в лагерь в Воркуту, – рассказывает ветеран.
Домой Султан Бетрозов вернулся лишь в конце 1954 года. Сразу женился, построил дом в Нальчике. Долгое время работал в городе. Но Султану Хажумаровичу всегда хотелось вернуться в отцовский дом, и свою маленькую мечту он осуществил сразу же после того, как ушёл на заслуженный отдых.
С тех пор как не стало супруги, он живёт один. Часто приезжают дети. Две дочери живут в Нальчике, у них уже есть внуки, одна давно переехала в Канаду. Сын вместе с семьёй в Нальчике, но приезжает еженедельно, работает в саду, ремонтирует дом, помогает отцу. С некоторых пор дети практически всегда находятся рядом, так как здоровье Султана Хажумаровича немного пошатнулось.
Султан Бетрозов – один из тех редких людей, которые покорно принимают всё, что преподносит судьба. Все горести и радости он переживает достойно и сегодня наслаждается счастливым покоем, любовью и заботой близких людей.
О долгожданном возвращении домой дяди после долгих лет тяжёлых испытаний вспоминает племянник Ибрагим.
– Когда дядя вернулся, никто из нас поначалу не мог узнать в бородатом, заросшем и жилистом старике 33-летнего Султана. Лицо его было очень измождённым и одновременно суровым – видимо, горько ему пришлось на Севере. Всё же когда родные обняли его, добродушная улыбка, так знакомая его любимой семье, просияла на лице, возвращая к жизни того самого Султана, который юношей уходил в армию, – рассказывает Ибрагим Бетрозов.
Несмотря на все невзгоды и испытания, которые пришлось пройти, «фирменная» добрая улыбка часто озаряет лицо дедушки Султана. Он верит в судьбу и, вспоминая прошлое, не ропщет на свою участь, а каждый день благодарит Всевышнего за эту жизнь, за обретённое, «отвоёванное» счастье.
– Судьба всегда благодарит за пройденные испытания, и рано или поздно на смену горьким минутам придут светлые и счастливые времена, наступит мир, покой и счастье, – говорит он.
Султан Бетрозов награждён множеством юбилейных медалей, заслужил он и бесценные регалии – уважение и почтение односельчан, став примером достойного человека.