175 лет назад родился автор уникального исторического очерка «Народы Западного Кавказа».
Сын бжедугского князя Тархана - Темтеч Хаджимуков крестился в 26 лет и стал Николаем Николаевичем. В исторических источниках он известен под этим именем, хотя сведений о нём сохранилось немного. Известно, что Хаджимуков родился в Псекупском округе Кубанской области. Двадцатилетним юношей поступил на военную службу – сначала рядовым, а потом унтер-офицером гусарского полка. Отслужив три года оруженосцем лейб-гвардии Кавказско-Горского полуэскадрона конвоя Его Императорского Величества, он был произведен в юнкеры, а затем в офицеры. Хаджимуков воевал с турками, дослужился до хорунжего и был награждён орденами св. Анны и св. Станислава.
После отставки князь поселился в Екатеринодаре. Он был женат на дочери капитана 1-го ранга Колокольцева, от которой имел сыновей – Василия и Николая.
Николай-Темтеч ушёл из жизни рано, не дожив до шестидесяти. Он умер в 1907 году и был похоронен на Всесвятском кладбище Екатеринодара. К сожалению, могила его не сохранилась.
Хаджимуков прежде всего известен, как автор очерка «Народы Западного Кавказа». Этот фундаментальный труд был опубликован после смерти автора, который подошёл к вопросу крайне серьёзно. Его исследование включает историю, этнографию и даже религиоведение.
«Черкесы жили по берегам Кубани, Чёрного моря и Терека, занимая почти всю Кубанскую и часть Терской области, - рассказывает он. - Установить точно южные границы этого народа очень трудно, потому что они постоянно то отодвигались, то придвигались, в зависимости от удачных или неудачных войн, которые вёл этот воинственный народ с другими народностями».
По мнению князя, черкесы делились на десять политически независимых племён. На вопрос, что стало причиной такой обособленности, автор ответить затрудняется. «К сожалению, у нас об этом нет ни одного более или менее серьёзного научного исследования… Письменности черкесский язык не имел, монет или других каких-нибудь научных памятников, из которых можно было бы почерпнуть сведения о жизни народа, не осталось, да и вряд ли они когда-нибудь существовали…», - объясняет он.
По мнению автора, черкесы появились задолго до Рождества Христова. «Древность этого народа - есть факт, безусловно, неоспоримый. Правда, это не были, быть может, в буквальном смысле те самые черкесы, которые сделались известны всему миру своей необузданной отвагой и горячей любовью к свободе, но, во всяком случае, это был тот корень, на котором создался так называемый адыгейский народ», - пишет исследователь.
Он считает, что предки современных ему адыгов воевали на стороне Ксеркса во время его походов на Грецию.
«…Сами себя черкесы называют именем адыге. Есть мнение, что слово это представляет собою только множественное число древнего слова «ант», означающего «человек», и в некоторых местностях оно поныне выговаривается «антихе», а отсюда - антихейский народ. Живя по восточному берегу Чёрного моря, в соседстве с таинственною страною, служившей приманкой для смелых авантюристов древности, искавших там золотое руно, черкесы рано стали известны цивилизованному миру, и в их языке остались ясные свидетельства о знакомстве с многочисленными народами. Они помнят греков под именем «гирке» или «аллиг», т. е. эллинов, и римлян, под именем «рум». Хазары, турки, сарматы и русичи также оставили там свои имена; обломки этих народностей, заброшенные в чуждые для них черкесские горы, поныне отражаются в именах некоторых древних дворянских фамилий и в названиях местностей», - пишет Хаджимуков.
Ссылаясь на иностранные источники, он подчёркивает, что по большей части они не противоречат народным преданиям. В частности, исследователь приводит достаточно интересное родословие адыгских князей. «Все черкесы убеждены, что если и не весь народ их, то, во всяком случае, аристократия имела своей колыбелью Шам, или Сирию - и подтверждение этому мы находим во всеобъемлющем арабском сочинении Табари. Оно повествует, что один из вавилонских князей Ларун, вследствие гонений на родине, переселился в Египет; там он умер, и там же погибли его сыновья Черкес и Бикес во время восстания коптов; спаслись только родственники их Туманпай и Араб-хан; они бежали в Александрию, но здесь Туманпай был убит преследователями, а Араб-хан спасся новым бегством в Византию, где отдался под покровительство греческого императора и получил разрешение поселиться в Тавриде, на реке, которая и по настоящее время носит название Кабарты. Сын Араб-хана, Абдан-хан, перекочевал далее на западный Кавказ, где у него родился сын Кес, составивший себе громкое имя тем, что он, чужеземец, не только добился княжеского звания, но и неограниченной власти над всею Черкесией. Он-то и считается родоначальником черкесских князей. Ему наследовал Адо, а затем власть перешла к Хурофатлае. Вот при нём то и произошло распадение черкесов на отдельные независимые племена. Сын Хурофатлае, Инал, ещё при жизни отца заслужил необыкновенную любовь народа, и в свою очередь сделался родоначальником кабардинских, темиргоевских и бесленеевских князей. Черкесы именуют его великим и мудрым; он назван был даже святым, и народ, поныне, желая кому-нибудь счастья, говорит: «Дай Боже, тебе Иналов день».
По словам Хаджимукова, первые удары по христианству в Черкесии нанесли монголы в XIII веке, а крымские ханы Девлет-Гирей и Хаз-Гирей уничтожили его окончательно, предав огню все храмы и перебив священников.
«Чтобы твоё имущество было расхищено так, как расхищены были шогенские (священнические) жезлы», - вспоминает Хаджимуков адыгскую пословицу. - В старинных песнях сохраняются, однако, и крупные следы того уважения, которое питали черкесы к своему христианскому духовенству. В одной из них указывается даже место, где жил их первый шехник – епископ. Это лесистый курган, лежащий верстах в четырёх за крепостью Нальчик. «Шехник наш защитник и воспитатель, - поётся в этой песне. - Шехник наш свет…
От священников и епископов ведут своё начало многие дворянские роды Черкесии, поныне хранящие о том память и с гордостью говорящие, что они происходят от шогена (священника) Гирге, или от шогена Рум…».
Даже по этим коротким отрывкам можно с уверенностью сказать, что книга Темтеч (Николая) Хаджимукова будет интересна не только узкому кругу специалистов. Она написана живым доступным языком и читается на одном дыхании.