В каких случаях можно вернуть деньги за онлайн-обучение?
Отвечая на поставленный вопрос, юрисконсульт Андрей Скопинцев сослался на закон «О защите прав потребителей», где в статье 32 сказано, что клиент может передумать и вернуть деньги за прохождение курса в любой момент.
Но школа, замечает юрисконсульт, может не возвращать деньги за уже понесённые расходы по договору, то есть если человек уже прослушал несколько лекций и решил какие-то практические задания, вернуть деньги за эту часть обучения он не сможет.
Кроме того, если в договоре между клиентом и онлайн-школой нет пункта о возврате денег, то вернуть их не получится.
Если клиент считает, что онлайн-обучение ему ничего не дало, и поэтому намерен потребовать возврата уплаченных средств, то в этом случае, замечает Скопинцев, всё зависит от того, в каком формате человек получал материалы. Если в курсе постепенно открываются доступы к новым модулям, и обучающийся платит частями, он может вернуть деньги за те модули, которые ему ещё не открыли. А если он сразу получил доступ ко всем материалам, то для возврата денег придётся доказать, что курс не соответствовал заявленному. Часто онлайн-курсы построены так, замечает юрисконсульт, что после оплаты потребитель услуги сразу получает доступ ко всем материалам целиком. В таком случае, замечает Скопинцев, вернуть деньги можно при условии, что он докажет: курс не соответствует обычным требованиям, которые предъявляются к такого рода курсам или программа не соответствует тому описанию, которое было в рекламе. При этом важно понимать: онлайн-школа не несёт ответственности за несоответствие предоставленных услуг ожиданиям клиента.
То есть если курс соответствует всем заявленным критериям, но человек ожидал от него чего-то большего, вернуть деньги не получится.
Также основанием для возврата не является мнение третьих лиц, пусть даже авторитетное, отличное от мнения онлайн-школы.
В вопросе возврата уплаченных за обучение денег, замечает юрисконсульт, решающее значение имеют условия самого договора. Может сложиться следующая ситуация: вы попытаетесь вернуть деньги за онлайн-курс, а вам вернут только 10% от суммы. А всё потому, что в договоре было прописано: стоимость первого блока курса составляет 80%, стоимость второго блока курса – 10%, стоимость оставшегося блока – 10%. Человек может обратиться в суд, но тот не найдёт оснований для взыскания полной суммы, так как онлайн-школа вернула деньги по договору за третий блок курса (именно в этот период потребитель решил, что учёба ему ничего не даёт).
Вместе с тем, замечает Скопинцев, если человек считает, что обучение плохое, то он может вернуть свои деньги за курс в судебном порядке. Но вначале нужно написать претензию в саму школу, это досудебная претензия. Её можно отправить по юридическому адресу, или по интернету. Главное, обращает внимание Скопинцев, чтобы это был письменный файл, а не устное заявление.
В досудебной претензии нужно указать:
– полные реквизиты заказчика услуги (ФИО, контакты для связи, почтовый адрес, наименование онлайн-курса);
– сведения об оплате: номер платёжного поручения, чек о переводе, дата совершения платежа;
– обстоятельства, побудившие к возврату средств;
– требования о полном или частичном возврате;
– реквизиты для перечисления;
– дату составления документа.
По словам юрисконсульта, единой формы досудебной претензии нет, главное – прописать в ней мотивированный довод, почему вы хотите вернуть деньги, и приложить все документы: договоры, переписку и всё остальное, что связывает вас со школой. После того как вы отправите претензию, у компании будет 30 дней на её рассмотрение. Если компания так и не ответит на претензию, придётся составлять исковое заявление в суд.
В обеспечение иска понадобится много доказательств того, что потребитель получил некачественное обучение, замечает юрисконсульт. Например, нужно будет подтвердить плохую подачу материала или недостаточно организованные занятия. Придётся представить суду договор-оферту, программу обучения, письменную переписку с поставщиком услуги. Если доказательств не будет – суд не рассмотрит дело. Именно поэтому, говорит юрисконсульт, с представителями школ лучше общаться в переписке: так доказательства точно будут.
Если человек не докажет, что онлайн-обучение не соответствует стандартам образовательных программ и не соответствует обещанному содержанию, то суд откажет в иске о взыскании денежных средств за онлайн-курсы.