Рассказывают, что, гастролируя по Северному Кавказу, Фёдор Шаляпин попал в заложники к чеченскому абреку Зелимхану. Когда Зелимхан узнал, что перед ним известный певец, он попросил его спеть. Шаляпин спел, да так, что растроганный до слёз разбойник тут же отпустил пленника на свободу.
Пребывание Шаляпина в Нальчике было не столь драматичным. Петь его здесь никто не заставлял и уж тем более не брал в заложники. Скорее даже наоборот. В письме к дочери Шаляпин писал: «На днях ездил вёрст за сто отсюда (Кисловодск) в местечко Нальчик. Это очень красивое место – горы и степь... Кабардинцы, узнав о моём приезде, собрались компанией и устроили мне пикник – говорили речи, жарили на огне целого барана, танцевали, пели и делали джигитовку верхом на лошадях. Всё это происходило в горах, из-за которых с одной стороны открывался вид на необозримую степь, а с другой – на снеговую цепь Кавказского хребта. Зрелище поистине величественное и замечательно красивое».
Думаю, сидеть с Шаляпиным за одним столом нашим землякам понравилось. Если верить современникам, он был душой любой компании. Приятный собеседник, обладающий тонким чувством юмора и отменным аппетитом, – что ещё нужно для хорошего застолья?
В Нальчик знаменитый артист приехал летом 1917 года по приглашению своей московской приятельницы – оперной певицы Ядвиги Закржевской. Жил в Долинске на даче, которая, к сожалению, впоследствии была разрушена. Зато осталась фотография – на ней певец снят вместе со своими друзьями.
Нальчик Фёдору Ивановичу понравился. Он даже подумывал о том, чтобы купить землю в окрестностях Долинска и построить там собственную дачу. Революция помешала этим планам осуществиться, а жаль. Вы только представьте себе – Шаляпин мог стать нашим земляком!
О его пребывании в Кабардино-Балкарии известно мало, да и гостил он здесь совсем недолго. Тем не менее нетрудно представить, как знаменитый бас выходит на террасу и поёт. Поёт так, что в окнах дребезжат стёкла и с елей осыпаются шишки…
О Шаляпине можно рассказывать долго. У этого человека была удивительная, хотя и непростая судьба. Сын крестьянина из деревни Сырцы, родился в Казани. Певчий в церковном хоре, ученик сапожника, студент ремесленного училища, статист драматической труппы… 29 марта 1890 года состоялось его первое выступление. Шаляпин исполнил партию Зарецкого в опере «Евгений Онегин».
Он жил в Казани, Уфе, Тифлисе и много ездил по России с бродячей труппой. В 1893 году перебрался в Москву, а затем в Санкт-Петербург. Спустя несколько лет Шаляпин стал знаменитостью. Меценат Савва Мамонтов, державший в то время оперный театр, уговорил его перейти в свою труппу. Это стало расцветом творчества великого певца. На сцене Частной русской оперы Шаляпин воплотил образы Ивана Грозного и Варяжского гостя, Сальери и Досифея из «Хованщины» Мусоргского, Ивана Сусанина и Мефистофеля из оперы Гуно.
Сам Шаляпин вспоминал: «Мамонтов сказал мне: «Феденька, вы можете делать в этом театре всё, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу! Всё это одело душу мою в одежды праздничные, и впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным побеждать все препятствия».
В автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин характеризует эти годы как важнейшие в своей жизни: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента».
В своих мемуарах артист ни о ком не говорит плохо, что для литературы подобного жанра уже само по себе редкость. Он не вспоминает старых обид, не рассказывает о ссорах, сплетнях, интригах и зависти. Лейтмотив этой книги – благодарность Богу, судьбе и тем, кто был рядом.
После революции Шаляпина назначили художественным руководителем бывшего Мариинского театра, но спустя несколько лет он эмигрировал за границу. По этому поводу Маяковский писал в «Письме Горькому»:
«Или жить вам,
как живёт Шаляпин,
раздушёнными аплодисментами оляпан?
Вернись
теперь
такой артист
назад
на русские рублики –
я первый крикну:
– Обратно катись,
народный артист Республики!»
Советское правительство лишило Шаляпина этого звания в 1926 году. Говорят, узнав о просьбе певца похоронить его на родине, Сталин проворчал в усы: «Россия – не кладбище для потерянных талантов».
…Кстати, есть ещё одно обстоятельство, косвенным образом связывающее Шаляпина с нашей республикой. Среди его сценических партнёров – Марианна Борисовна Палечек, в девичестве Черкасская. Кем были предки этой женщины, думаю, догадаться не сложно.