На прошедшей в Управлении ФССП России по КБР пресс-конференции обсудили вопросы, касающиеся порядка взаимодействия с коллекторами.
Выступая с докладом, заместитель руководителя УФССП по КБР – заместитель главного судебного пристава Кабардино-Балкарии Олег Эфендиев пояснил, что в полномочия ФССП России входит принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов, в том числе по взысканию просроченной задолженности. Судприставы являются официальными представителями государства, которые при совершении исполнительных действий обязаны соблюдать права как взыскателей, так и должников.
– Субъекты и организации, оказывающие услуги по взысканию просроченной задолженности, не обладают полномочиями по ведению исполнительных производств. Перечень мер воздействия на должников строго ограничен Федеральным законом
№ 230 «О защите прав и законных интересов граждан при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», – пояснил О. Эфендиев. – Важно, чтобы граждане понимали, что у судебных приставов и коллекторов совершенно разные цели, методы и правовые основания работы. Коллекторы могут представлять интересы организаций – таких, как банки, микрофинансовые организации. Они также могут выкупить просроченную задолженность у банков, иных лиц и предъявлять требования как кредиторы.
При совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, коллекторы вправе использовать такие формы общения с должниками, как личные встречи, телефонные переговоры, почтовые отправления, текстовые и голосовые сообщения.
Запрещено взаимодействие с должником в рабочие дни с
22.00 до 8.00, в выходные и праздничные дни с 20.00 до 9.00, проведение встреч более одного раза в неделю, проведение телефонных переговоров более одного раза в сутки.
В перечень ограничений, предусмотренных законодательством, входит запрет на применение коллекторскими организациями любых угроз – как жизни и здоровью граждан, так и угроз порчи и уничтожения имущества, а также унижение чести и достоинства граждан и оказание на них какого-либо психологического давления.
О. Эфендиев подчеркнул, что любой гражданин, права которого нарушены, может обратиться в службу судебных приставов как письменно, так и в ходе личного приёма. Тем, кто столкнулся с неправомерными действиями коллекторов, рекомендовано фиксировать любые контакты, в том числе записывать звонки, снимать видео, фиксировать переписку и поступившие сообщения. В дальнейшем все эти факты могут стать доказательной базой неправомерных действий коллекторов и помогут восстановить нарушенные права.
По словам заместителя руководителя ведомства, в республике не зарегистрировано ни одной коллекторской организации. Однако с начала года в управление поступило 33 обращения граждан с жалобами на нарушение коллекторами федерального закона. Возбуждено четыре административных дела, по которым проведены расследования. К административной ответственности привлечены три организации с назначением штрафа в размере 50 000 руб. Работа в данном направлении продолжается.
В случае, отметил Эфендиев, если коллекторы грубо нарушают права граждан, вводят в заблуждение должника, пытаются изъять имущество, ведут себя агрессивно, угрожают убийством, занимаются вымогательством, необходимо обратиться в полицию. За подобные действия коллекторские организации могут понести уголовную ответственность.
На судприставов возложен контроль за деятельностью коллекторов, ими ведётся и реестр коллекторских организаций.
В случае, если граждан не устраивает взаимодействие с коллекторскими организациями, по истечении четырёх месяцев они имеют право отказаться от любых контактов с ними. Для этого нужно направить заявление в кредитную организацию, перед которой у гражданина задолженность, после чего они могут взаимодействовать только в судебном порядке.
Олег Эфендиев проинформировал, что в микрорайоне Искож на базе нальчикского городского отделения службы судебных приставов открылась единая зона приёма граждан, где любой желающий имеет возможность получить доступную информацию по исполнительному производству.