Сегодня День национального адыгского (черкесского) костюма
Международный день черкесского национального костюма впервые был отпразднован 28 сентября 2011 года по инициативе Международной черкесской ассоциации в Адыгее. В 2012 году к нему подключилась и Кабардино-Балкария. Основная цель праздника - приобщение молодёжи к традиционной адыгской культуре. Также в этот день праздник национального костюма отмечают диаспоры адыгского народа по всему миру.
В наше время национальный костюм – это действительно ещё одна возможность приобщиться к культуре народа, а для кого-то и способ выделиться из толпы. Для повседневного ношения вполне подходят мужские рубашки, выполненные в национальном стиле, женские платья, украшенные древними орнаментами, пояса, маленькие сумочки-кисеты. Однако ту же черкеску на улицах нашей республики встретить можно только по праздничным дням, имеющим отношение к национальной культуре. Уже не говоря о бурках…
А ведь было время, когда в наших краях действовало массовое бурочное производство. Судя по данным, имевшимся в «Статистических таблицах населённых мест Терской области» за 1982 год, в Кабарде бурки изготавливались в 400 семействах. Сосредоточивался этот промысел в Большой Кабарде и преимущественно в селениях по берегам рек Баксан и Чегем. Занято в нём было «приблизительно около 1000 душ, исключительно женского пола. Во многих других селениях изготовлением бурок занято, кроме исчисленных промышленников, ещё 3-5% семей. Общее количество изготовляемых в Кабарде бурок достигает 6-7 тыс. штук, на сумму в 40-49 тыс. рублей».
В том же статистико-экономическом очерке давалось подробное описание всего процесса. Из небольшого фрагмента описания становится очевидным, что составители очерка подошли к теме со всей серьёзностью: «Для бурок идёт почти исключительно шерсть чёрных овец. Белые бурки изготовляются преимущественно по заказу для более зажиточных людей. Хорошо смытую с мылом шерсть женщины и дети перебирают руками в зимние вечера, отделяя мягкий подшёрсток от более грубой шерсти. Вторичное сортирование, а вместе и разбивка шерсти из комьев, производится на особом гребне с тонкими металлическими зубьями. Третий вид сортировки - взбивание лучком. Этот последний снаряд состоит из двух частей: дугообразной упругой хворостины, четвертей 5 длины, между которой натянут шнурок наподобие смычка, и из прутяной решётки. При этом пучок шерсти кладут на решётку; над ним под углом, натягивают нить лучка правою рукою, держась левою за его древко и попеременно и быстро то спускают нить, то натягивают снова. От вибрации нити лучка часть шерсти выхватывается из пучка и сильно встряхивается; вследствие этого, длинные и тяжёлые остатки косицы отлетают в сторону, а мелкая, как пыль, шёрстка и настоящая пыль проваливаются под решётку. На последней же остаётся чистый подшёрсток, который и составляет наиболее ценный материал для бурок. Отделённая же длинная шерсть «косица» идёт на более грубые сорта бурок. После такой подготовки шерсти приступают весной или осенью к уваливанию её…»
Недаром кавказскую бурку называли и домом, и постелью, и столом для горца. Она прекрасно сохраняет тепло, защищает от ветра и даже не промокает под дождём. Все эти характеристики делали её незаменимым спутником и в бою, и в пути. Сегодня в силу разных причин бурка используется только в виде представительского подарка, её дарят высокопоставленным чиновникам, высоким гостям. Другое её применение – сценическое, именно для этих целей изготавливают наибольшее количество бурок в республиках Северного Кавказа.