Бывшие члены семьи умершего собственника квартиры в муниципальном доме, отнесённом к категории непригодных для проживания и впоследствии снесённом, право пользования которых жилым помещением на момент сноса дома и после его сноса не прекращено, подлежат переселению в другое благоустроенное жилое помещение.
На это требование закона указал Верховный суд РФ, рассмотревший кассационную жалобу сестёр Ольги и Юлии А., которые обратились в суд с иском к городской администрации о признании незаконным исключения их из числа граждан, которых обязаны были переселить из аварийного в благоустроенное жильё как бывших членов семьи умершей матери Раисы А. – собственницы квартиры.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционным, в удовлетворении исковых требований отказано. Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации, рассмотрев жалобу сестёр, отменила состоявшиеся судебные постановления в кассационном порядке по следующим основаниям. На момент заключения этого договора в квартире проживала Раиса и её дочери Ольга и Юлия, которые поимённо в договор приватизации не включены. Они были зарегистрированы и проживали в данной квартире, в том числе и после смерти Раисы.
Впоследствии муниципальный дом был отнесён к категории непригодных для проживания с указанием на отселение проживающих в нём граждан в установленном порядке и снесён. На момент сноса дома право обеих сестёр пользования жилым помещением в установленном законом порядке прекращено не было, как не было оно прекращено и после сноса жилого дома. Верховный суд РФ указал, что статьёй 85 ЖК РФ предусмотрено: граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение, подчеркнул ВС РФ.
При таких обстоятельствах городская администрация должна была переселить истцов в другое жилое помещение как бывших членов семьи умершего собственника квартиры (с не прекращённым правом пользования жилым помещением).
Между тем, отмечалось в решении высшей судебной инстанции, суд в нарушение названных положений закона отказал сёстрам в удовлетворении их требований о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения для постоянного проживания взамен снесённого.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации признала обжалуемые судебные постановления незаконными и подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На новом слушании дела исковые требования истиц были удовлетворены в полном объёме.