Материальный ущерб, причинённый в результате дорожно-транспортного происшествия подростком, достигшим возраста 14 лет, подлежит возмещению его родителями, если у него отсутствуют доход или имущество, достаточные для его возмещения, и если родители не докажут, что вред возник не по их вине.
Залим Ч. обратился в суд с иском к Аслану З. и Ирине З. о возмещении материального ущерба, причинённого в результате дорожно-транспортного пришествия. Повреждения его автомобилю нанёс на велосипеде Анзор З. Родители юного велогонщика иск не признали. Суд первой инстанции отметил вину родителей ребёнка в том, что не подготовили четырнадцатилетнего сына к езде на велосипеде по проезжей части автодороги и не обучили его правилам дорожного движения. С родителей взыскали стоимость восстановительного ремонта автомобиля. Суды апелляционной и кассационной инстанций с этим решением согласились.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ отменила судебные постановления и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Согласно ст. 1074 ГК РФ несовершеннолетний в возрасте 14–18 лет самостоятельно несёт ответственность за причинённый вред. В случае, если у него нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, он должен быть возмещён полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями, опекунами, попечителями), если они не докажут, что вред возник не по их вине. По материалам дела, отмечалось в решении ВС РФ, Залим Ч. требование о возмещении ущерба сразу предъявил родителям подростка как основным должникам, что противоречит нормам права. Ошибка, допущенная судом первой инстанции, не была исправлена апелляцией при проверке решения нижестоящего суда и оставлена без внимания кассацией, отмечал Верховный суд РФ. На новом рассмотрении дела к участию в судебном процессе был привлечён сам несовершеннолетний, но поскольку у подростка никаких доходов не было, причинённый им ущерб всё равно возместили его родители.