Его творческое наследие нуждается в глубоком научном исследовании

В эти дни исполняется 115 лет со дня рождения балкарского поэта и прозаика Ахмадьи Ульбашева.
Он появился на свет 10 марта 1905 года в посёлке Шаурдат Черекского района. Учился в медресе и сельской школе, затем с 1926 по 1930 год – в Коммунистическом университете трудящихся Востока в Москве. Окончив высшее учебное заведение, до 1935 года работал в Нальчике преподавателем Ленинского учебного городка. В Союз писателей СССР Ульбашев вступил в 1934 году.
В 1935 году Ахмадья Ульбашев был репрессирован и сослан на Колыму на долгие двадцать лет. Лишь в 1956 году дело по его обвинению было пересмотрено Военной коллегией Верховного суда СССР, и Ульбашева реабилитировали, восстановив в правах члена Союза писателей СССР.
В 1931 году была издана первая книга балкарской художественной словесности под названием «Жангы жашау жолунда» («На пути новой жизни»), в которую вошли стихи поэтов нового поколения Б. Гуртуева, С. Шахмурзаева, X. Теммоева и А. Ульбашева. В этом же году он вместе с группой авторов (С. Хочуев, С. Шахмурзаев) принимает участие в издании книги «Социалист малчылыкъ» («Социалистическое животноводство»).
Балкарская литература в 1930-е годы делает первые шаги в малых жанрах – очерке и рассказе, в которых ярко проявляет себя и А. Ульбашев. В первом номере альманаха «Къабарты-Малкъар» («Кабардино-Балкария)», изданном в 1933 году, он публикует очерк «Карай и Караууз». Изображая судьбу своего главного героя, автор пытается показать социальное значение Октябрьской революции.
Два следующих его очерка – «Жолоучулукъ» («Путешествие») и «Унутмабыз» («Не забудем») – публикуются в альманахе «Жангы кюч» («Новая сила», 1934. № 2). Очерк «Жолоучулукъ» («Путешествие») был написан в форме путевых заметок. Автор показал формирование новых отношений в процессе создания рабочего коллектива. Тема дружбы народов переплетается с темой строительства нового мира. В очерке «Унутмабыз» («Не забудем») воспроизводятся картины предреволюционных и революционных городов.
В 1934 году отдельной книгой выходит в свет издание «Школчулагъа» («Школьникам»), составленное из рассказов для детей. Вторая книга Ульбашева «Озгьан кюнле» («Минувшие дни») публикуется в 1941 году.
После долгого перерыва в 1958 году издательство «Советский писатель» в Москве выпускает сборник «Поэты Балкарии». В него вошло стихотворение Ульбашева «Охотник». В послесловии к сборнику, где даются биографические сведения об авторах, отмечается, что «в настоящее время Ахмадья Ульбашев готовит книгу своих избранных произведений». Однако прижизненная публикация этой книги под названием «Черек» не состоялась, несмотря на то, что она была подготовлена к печати главным редактором Кабардино-Балкарского книжного издательства поэтом Керимом Отаровым. Издание было приостановлено из-за того, что его автор в недавнем прошлом был «врагом народа» и репрессирован. Только спустя много лет после смерти А. Ульбашева, в 1995 году сборник увидел свет под редакцией поэта Мухтара Табаксоева.
«Черек» явился новым словом в национальной литературе. Это исповедь о жизни и творчестве «наказанного» автора. Тематический диапазон лирики Ульбашева многогранен. Просветительские традиции, характерные для литературного процесса периода 30-х годов, находят яркое выражение в его стихах «Чырпыла» («Кусты»), «Эки терек» («Два дерева»). Следует также выделить философскую лирику «Отун» («Дрова»), любовную лирику «Бардыргъан» («Ведущий»). Нравственной проблематике посвящены многие стихи поэта. Некоторые из них созданы в жанре басни.
Одним из значительных произведений колымского периода явилась поэма А. Ульбашева «Алий» (1939-1956), которая носит автобиографический характер. Прототипом главного героя поэмы является сам автор, которому суждено было испытать все тяготы ссыльной жизни.
Ахмадьи Ульбашева не стало в ноябре 1965 года. Он был не только поэтом, прозаиком, но и драматургом. В сборник его одноактных пьес вошли два произведения, в которых автор поднимал нравственные проблемы общества, связывая их с новой системой человеческих отношений при Советской власти.
Многие стороны жизни и творчества Ульбашева как поэта, писателя и драматурга, как человека, чутко и смело реагировавшего на события своего времени, остаются нераскрытыми. Его творческое наследие нуждается в глубоком научном исследовании, что позволит ему, как одному из основоположников письменной балкарской литературы, занять достойное место в литературе и культуре родного народа.

Алёна САРБАШЕВА, доктор филологических наук

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

24.05.2024 - 19:51

В подарок – произведения русских классиков

Министерством по делам национальностей и общественным проектам КБР при содействии Государственной национальной библиотеки КБР имени Т.К. Мальбахова проведено просветительское мероприятие, посвящённое Дню славянской письменности и культуры.

24.05.2024 - 13:43

Женщина с бас-гитарой

Июль 1988 года. Нальчик. Стадион «Спартак». На трибунах многолюдно: в столице Кабардино-Балкарии выступает настоящая американская рок-звезда.  

23.05.2024 - 13:41

Абдул-Муслим, дед Муслима

28 июля 1937 года в Нальчике скончался дед Муслима Магомаева. Он приехал в Кабардино-Балкарию лечиться от туберкулёза, но болезнь оказалась сильнее…

22.05.2024 - 14:15

Кабардинский композитор, донской казак

80 лет назад, в мае 1944 года ушёл из жизни советский композитор, основоположник профессиональной музыки в Кабардино-Балкарии, фольклорист, литературно-музыкальный критик, учёный-акустик и в целом – очень неординарная личность Арсений Михайлович Авраамов.

22.05.2024 - 14:14

Образованный, умный и мужественный горец

В этом году исполняется 125 лет с того времени, как ушёл из жизни кабардинский просветитель и педагог, переводчик, фольклорист, один из представителей плеяды прогрессивных общественных деятелей второй половины девятнадцатого века Кази Атажукин. Он заложил основы адыгской фольклористики и вошёл в историю как организатор учебного дела на Северном Кавказе, автор одного из первых адыгских алфавитов. Кроме того его перу принадлежат первые публикации нартского эпоса на кабардинском языке.