Кабардино-Балкарское межнациональное общественное движение «Сплочение»

Общественная организация «Сплочение» (прежнее название – лига «Новое лицо») – одно из наиболее активных объединений, работающих при Фонде культуры КБР. Оно стоит особняком среди национальных культурных центров Кабардино-Балкарии, поскольку членами его являются представители десятков этносов, населяющих нашу республику. Организация объединяет людей, вступивших в смешанный брак, а также их детей и родственников.
Благодаря стараниям и организаторским способностям руководителя общественной организации Татьяны Соломоновой, её неустанному труду по поддержанию авторитета культурного центра «Сплочение» эта общественная организация давно утвердилась в статусе полноправного звена гражданского общества.
Созданная в 2004 году организация объединяет людей независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания. «Сплочение» стремится пропагандировать принципы гуманизма, решает многие важные в социальном плане задачи: воспитание нового человека, личности толерантной, с показательным чувством интернационализма.
– Главная задача общественной организации «Сплочение» – поддержание гражданского согласия в обществе, – рассказывает Татьяна Михайловна. – Мы руководствуемся принципами демократизма и солидарности, интернационального воспитания подрастающего поколения на основе изучения культуры, обрядов и традиций народов, живущих в Кабардино-Балкарии, на Северном Кавказе.
Интернационализм не возникает на пустом месте: почвой для него являются терпимость, взаимоуважение, знание культурных основ разных национальных сообществ, а также традиций народов Северного Кавказа, где уважение к старшим издавна было возведено в культ.
Так называемые смешанные браки – явление довольно распространённое, они заключались во все времена. Поэтому неудивительно, что 130 семей, входящих в «Согласие», интернациональны в нескольких поколениях. В таких семьях ребёнок наследует дар двух народов – их историю, культуру, язык. Некоторые дети знают два, три и даже четыре языка. Они и являются связующей нитью между разными сообществами.
Обратите внимание, как маленькие дети общаются между собой. Они не знают национальности друг друга, кто из богатой семьи, а кто из бедной. Порой малыши даже говорят на разных языках, но между ними моментально возникает контакт, активное общение. Им интересно и комфортно вместе. Думаю, взрослым есть чему у них поучиться.
Интернациональная семья во многом способствует упрочению связей в нашем обществе. В ней концентрируется вся сложность и в то же время многогранность взаимоотношений, деликатность и глубокое знание психологии воспитательного процесса.
Об этом шла речь на одном из мероприятий, организованных культурным центром «Согласие». Вечер под названием «Интернациональная семья – мир и согласие на Кавказе» вёл председатель Фонда культуры КБР, кинорежиссёр, кабардинец Владимир Вороков, чей семейно-творческий союз с режиссёром Риной Мартиросовой, армянкой по национальности, является образцом гармонии, любви и созидания. Именно Владимир Халидович в 2004 году стал инициатором создания центра интернациональных семей республики, в работе которого принимает неустанное участие.
Один из лучших образцов межнационального брака являет для окружающих крепкая семья, которую много лет назад создали балкарец, доктор философии, профессор Салих Эфендиев и его русская супруга Тамара Емельяновна.
На вечере, посвящённом состоящим в интернациональных браках руководителям национально-культурных центров республики, председатель культурного центра «Абхазия» Инга Гучапшева призналась, что ей довольно легко удалось войти в кабардинскую семью мужа. Она объясняет это тем, что у абхазов и кабардинцев схожая ментальность, а главной сложностью для неё было усвоение новых обычаев и традиций.
У председателя осетинского культурного центра «Ныхас» Рамазана Сугкоева жена грузинка, тесть карачаевец, а дочери вышли замуж за русских.
Светлана Харенко, руководящая украинским центром «Днипро», поделилась историей знакомства с мужем, который тоже происходит из интернациональной семьи – в нём смешались русская, татарская и армянская кровь. Супругов объединила любовь к туризму и путешествиям.
Алим Дадашев, председатель азербайджанского центра «Азери», со своей женой-кабардинкой познакомился в то время, когда они оба учились на философском факультете Московского государственного университета. В их семье дети говорят на трёх языках, а праздники отмечаются все, начиная с Нового года и заканчивая национальными.
Глава эстонского центра «Кодумаа» Марет Романи сообщила, что в жилах её внуков течёт эстонская, кабардинская, осетинская и русская кровь. Дети говорят на трёх языках и с удовольствием общаются с ребятами самых разных национальностей.
В молодой семье Гуппоевых растёт сын Тамерлан. Как определить его национальность? У главы семьи Тимура русская мама и отец балкарец. Его жена – знаменитая альпинистка и покорительница Эвереста Карина Мезова – наполовину кабардинка, наполовину русская. Родители не боятся, что Тамерлан ассимилируется. Они стараются, чтобы малыш слышал сказки и разговоры на русском, кабардинском и балкарском, смотрел мультики на всех этих языках, и считают, что сына это только обогатит.
Татьяна Соломонова – дочь чеченца и русской женщины, убеждена в том, что межнациональная семья позволяет передавать детям лучшие качества обоих родителей, лучшие этнические традиции предков, идёт процесс взаимообогащения культур. Когда смешиваются крови, получается не только мир и дружба, но и замечательные дети.
На встречах, которые обычно проходят в Кабардино-Балкарском фонде культуры, всегда есть гости, которые приходят впервые и потом продолжают активно общаться с членами этой организации. Здесь завязываются знакомства, устанавливаются контакты. Даже те, кто уже общался в течение нескольких лет, вдруг узнают что-то новое о своих приятелях и друзьях, как это произошло на тематической встрече «Моя родословная», проходившей с участием студентов Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова и колледжа дизайна Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.
 Представители разных семей рассказывали об интереснейших судьбах своих предков, о том, как супруги знакомились, строили отношения и учились друг у друга. Чужой опыт многому учит, нередко помогает избежать проблем в собственной семье.
Общаясь за столом, участники встречи и гости пришли к выводу: у молодого поколения столько дел и интересов, что никакие «национальные вопросы» их волновать уже не будут. Тем более что у подростков, которые в этот день пришли в Фонд культуры, интернационализм гарантирован их происхождением, поскольку наследники двух культур – связующие нити общества.
Особую прелесть вечеру придавала его лирическая часть – Татьяна Соломонова проникновенно читала стихи различных поэтов, внося своеобразную художественную нотку в размеренное течение встречи.
– Участники наших мероприятий убедились, что мы дополняем друг друга. Делясь красотой культур, мы все становимся богаче, – делится наблюдениями Т. Соломонова. – Человеку свойственно доверять информации, полученной не через посредников, а из первых рук. «Сплочение» всем даёт возможность получить достоверные сведения о взаимоотношениях людей различной национальной принадлежности.
Нас объединяет принадлежность к великой многообразной, многонациональной культуре нашего Отечества, и мы обязаны сберегать, сохранять и содержать это в нравственной и духовной чистоте. Главное – не национальность: главное – любовь и взаимопонимание.
Все мы заинтересованы в безоблачном будущем наших детей. Для этого необходимо воспитывать у молодого поколения уважение к представителям всех народностей. Присоединиться к членам организации «Сплочение», влиться в дружное многонациональное сообщество может любой житель республики.

Кабардино-Балкарское межнациональное общественное движение «Сплочение»
г. Нальчик, ул. Мало-Кабардинская, 1.
Тел. 8 (8662) 77-33-66,    8-928-704-43-36.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЭКСПЕРТА
Алим Мурзаев, историк, культуролог:

– Межнациональные браки заключались во все времена, даже вопреки горским традициям. Например, существовал обряд люлечного обручения, когда семьи, желая породниться, договаривались о браке совсем ещё маленьких детей. Иногда помехой становились религиозные взгляды, различное вероисповедание. Но поскольку чаще всего жених был мусульманином, невеста принимала веру жениха, и проблема была исчерпана.
Настороженное отношение к межнациональным бракам – это, скорее, боязнь, что молодые не найдут взаимопонимания, не смогут ужиться из-за разности традиций и менталитетов, что окружающие осудят, то есть боязнь отказа от привычки.
На самом же деле запрета на межнациональные браки не существовало никогда, и самый яркий тому пример – дочь кабардинского князя Мария Темрюковна, ставшая женой русского царя Ивана Грозного и положившая начало единению Кабарды и России.

Подготовила Ирина БОГАЧЁВА
Поделиться: